Выбор куратора (руководителя) ШСП и набор медиаторов-ровесников

1. Приоритеты при выборе куратора

Куратором должен быть выбран человек, который:

  •  Сам заинтересован в развитии восстановительных практик в школе и принимает их ценности.
  • Имеет доступ к информации о конфликтных ситуациях.
  • Пользуется авторитетом у учителей и учеников.
  • Может отстаивать свое мнение перед администрацией.
  • Может организовать неформальную группу школьников.
  • Готов продолжительное время (не меньше года, а в среднем порядка трех лет) работать со службой примирения.

 

Из этого следует, что куратора нельзя назначать против его воли. Можно рекомендовать, поддерживать, но окончательный выбор о своей готовности разворачивать в школе новый подход куратор делает сам.

 

2. Набор школьников-медиаторов в службу примирения

Отбор участников на тренинг важен потому, что проведение тренинга требует значительных ресурсов со стороны школы и со стороны тренеров, поэтому все заинтересованы, чтобы на тренинг попали школьники, которые с большой вероятностью станут медиаторами. Невнимание к отбору может привести к тому например, что участники тренинга получат много важных навыков для себя, но медиаторами для других не станут.

При наборе мы сталкивались с такими проблемами:

  • На тренинг присылали «активистов» школы, которые во участвуют в разных делах школы и у них не остается времени на проведение медиаций. Они уже самоутвердились и в целом бесконфликтны. Поскольку конфликты им не очень интересны, то после тренинга они благодарят и уходят.
  • На тренинг присылали «трудных» подростков на «перевоспитание». Часть из них втягивается в работу, но в основном им непривычно работать медиаторами с другими.

 

Как происходит набор будущих школьников-медиаторов?

Обычно набор проходит так: куратор обходит старшие классы (обычно это восьмые и десятые, поскольку у них нет экзаменов) и задает им два вопроса.

Первый вопрос предполагает анонимный ответ и звучит примерно так: «К кому из учащихся своего класса вы обращаетесь, если вы с кем-то поругались, у вас плохое настроение или у вас что-то случилось? Пожалуйста, напишите фамилию этого человека. Свою фамилию можно не писать».

Второй вопрос: «У нас будет создаваться группа из учащихся, помогающая ученикам решать конфликты; кому интересно познакомиться с этим поближе и больше про это узнать, напишите на втором листочке свои фамилию и имя».

В результате образуются два списка, на пересечении которых видны заинтересованные подростки, и те, к кому обращаются одноклассники. Если кого-то назвали 3-4 человека, то значит, способности к решению чужих конфликтов у него скорее всего есть, а если и ему самому это интересно – то это кандидат на базовый семинар по восстановительной медиации. Со списком кандидатов можно подойти к администратору школы, чтобы они могли внести свои коррективы, дополнить или сократить каких-то участников (например,кто-то из учащихся перегружен, ему далеко ездить или еще что-то). Таким образом, будет услышано мнение и администрации, и потенциальных медиаторов, и самих учеников школы.

Мнение куратора об участниках также имеет большое значение, поскольку именно ему работать в будущем с этими подростками и создавать из них команду. Если куратор считает, что с кем-то из медиаторов он не сработается, то лучше этого подростка не приглашать (по крайней мене в начале, пока команда службы примирения только создается). После тренинга может отсеяться некоторая часть школьников. Те, кто решил, что будут медиаторами — приносят разрешение от родителей. Если родители не дают разрешения – куратор звонит им (либо встречается с ними) и выясняет причину отказа. Возможно, родители чего-то не поняли и им надо объяснить (например, что это не психологическая работа или сколько времени примерно времени будет занимать работа в службе примирения).