Медиация ровесников в России

В России по данным Мониторинга Ассоциации на 2019  год  в  1281  школьной службе примирения действовали  3326 медиаторов-ровесников (школьники средних и старших классов) и еще 4367 школьников входили в службу примирения  в качестве помощников медиаторов.

У них получилось!

Опыт работы волонтеров служб примирения — 2017

МЕДИАЦИЯ РОВЕСНИКОВ сборник описаний практики юных медиаторов — 2016

Сборник_кейсов_по  медиации_ровесников 2002 — 2014 годов.  Скачать…

Работа медиаторов-ровесников на подростковых «стрелках».

О Конкурсе «Мастерство юных медиаторов школьных служб примирения»

Прянишникова Т.В. Траектория развития подростка-медиатора


1. Из опыта работы Школьной службы примирения
лицея № 3 г. Волгограда.

     Однажды волонтеры Школьной службы примирения (ШСП) лицея №3 Елизавета С., Полина П., Ирина В., учащиеся 10-го класса, получили задание от куратора Кондрашовой Ольги Геннадьевны встретиться с классным руководителем 9-го класса, от которой поступил запрос о помощи, так как двое ребят из этого класса подрались. Она рассказала все, что знала о конфликте. Вот как описали волонтеры этот случай.

     Дело было так. За два дня до конфликта на уроке технологии учащиеся работали с диагностическими тестами. Проверяя работы, учитель обнаружил, что все мальчики подписались одним именем: Иван П. На другом уроке учитель попросил всех мальчиков больше так не шутить и подписать тесты своим именем. Иван П., забрал свою работу, проходил мимо парты, где сидел Александр З. и спросил его: «Ты как подписал тест?» Александр ответил: «Иван П.». Вдруг Иван П. пришел в ярость и стал колошматить со всей силой Александра. Все это происходило на глазах у одноклассников и двух учителей. Александр плакал, что-то объяснял, слабо отбивался. Учителя долго не могли разнять дерущихся, классный руководитель беспокоилась о последствиях: родители Александра З. скандальные, конфликт может углубиться.

     Выслушав классного руководителя, Ирина В., заполнила регистрационную карту и на перемене назначила предварительные встречи участникам конфликта. Ирина В., беседовала с Александром З. Она узнала причину такого поведения Ивана П. Поинтересовалась, хочет ли Александр помириться с Иваном, т.е. уладить отношения, конфликт без административного вмешательства. Александр З., наотрез отказался. Полина П., беседовала с Иваном П. Он раскаивался в своем поступке и изъявил желание наладить отношения с Александром З.

      Елизавета С., тем временем встретилась с одноклассниками Игоря и Александра. Она выслушала их мнение о происшедшем. Кроме того, как выяснилось, стычки между этими ребятами были и раньше по другим поводам.

      Затем Ирина В., ещё раз встретилась с Александром З. Посоветовала ему выслушать объяснения Ивана П. Он согласился, хотя и после долгого колебания. Волонтеры подготовили все необходимое для примирительной встречи: информационные материалы, примирительный договор. Наступил назначенный час.

     Волонтеры очень сомневались, что Александр З., придет на встречу, так как он был очень обижен и настроен на другой способ разрешения конфликта: с помощью родительского вмешательства. Но он пришел.

     На примирительной встрече Елизавета С., Полина П. и Ирина В. поочередно давали слово каждой из сторон. Что они только не наговорили друг другу!

     Александр жаловался, что Иван всегда к нему придирается, прикалывается над ним, называет его «жирным», дразнит разными словами. А ведь все потому, что Александр просто перестал давать Ивану списывать. Иван говорил, что «списать он может и у других. Просто «жирный» — это кличка. Я же не обижаюсь на кличку «ушастый», а меня, так зовут все! А вот почему же Александр подписался именем: Иван П.?» и т.п.

     Ирина В., задала каждому вопрос: «Какие чувства вы испытываете: когда тебя Иван называют «ушастый», а тебя Саша – «жирный»?» Ребята передали свои эмоции.

     Полина П., попросила мальчиков попробовать отреагировать на обзывания как-то иначе. Ребята попробовали. Затем задала вопрос: «Как вы чувствуете себя сейчас?» Мальчики ответили, что и настроение как-то даже улучшилось.

        Мальчики поняли, что есть способ, который поможет обидчика остановить.
Елизавета С., спросила: «Как же ситуация, приведшая вас в ШСП, может быть разрешена? Что мешает Вам помириться сейчас?»

      Говорили много, каждый пытался представить последствия по-своему. Сначала Александр боялся подать руку Ивану П., т.к. не доверял ему: слишком часто Иван П., обижал его при всех. Ивану П., тоже не нравились подобные шутки с подписью работы. Поэтому ярость в нем и вскипела. « И вообще. Сашка — зануда, и сам лезет». Тогда Полина П. спросила: «Что же будет, если вы и дальше будете так же относиться друг к другу?»

     Мальчики попытались представить, что может произойти в будущем, если уже на уроке стали бить друг друга. Они признали, что травмы души и тела не избежать.

     Иван П., сказал, что готов извиниться перед Сашей. И сделал это. Он протянул руку Александру, заверил, что больше от него тот не услышит слова «жирный». Он не будет обзываться и свой гнев вымещать на одноклассниках, а тем более на Александре. Сказал, что он искренне огорчен случившимся. Александр принял извинения, и, в свою очередь, тоже дал обещание не помнить зла. «Что было, то было!»,- сказал он.

      Затем волонтеры обсудили с мальчиками вопрос о том, как сделать так, чтобы подобные конфликты не повторились. Ребята высказывали свое мнение. Мы видели, как в ходе беседы мальчики менялись, что они осознали свои поступки, поняли, что лучше высказать друг другу все то, с чем не согласен, попытаться понять друг друга и принять решения, которое устроит обе стороны.

     Результатом встречи стал примирительный договор. Для удовлетворения потребности в безопасности волонтеры ШСП после примирительной встречи еще несколько раз встречались с Александром и Иваном и контролировали соблюдение договора.

Составители описания: Кондрашова О.Г., Елизавета С., Полина П., Ирина В.



Организовать обучение медиаторов-ровесников школьной службы примирения


2.  Что мне дает работа в школьной службе примирения?

Орешкин Виктор, учащийся МОУ лицей №3 г.Волгограда

     Проблема конфликтов и их урегулирования сейчас очень актуальна, особенно в школах, так как опыта выхода из конфликтов у нас, школьников, еще мало и, в общем – то, вариантов поведения не так много. Многие дети считают волонтёров ШСП помощниками в разрешении любого спора или любой ссоры. Я знаю, что волонтеры службы помогают детям самим разрешить конфликт, тактично направляя их общение в нужное русло. Думаю, если помочь людям найти способ помириться, восстановить отношения, то они в будущем смогут сами оказывать поддержку своим друзьям, потому что уже были в подобной ситуации.

     Некоторые люди могут реагировать отрицательно на желание медиатора помочь в разрешении конфликтной ситуации. Например, люди в пылу раздора иногда отказываются от помощи в очень грубой форме. Бывает трудно убедить в необходимости привлечения волонтеров ШСП, когда обидчик не хочет признавать свою вину или тот, кого обижают, не желает восстанавливать отношения с обидчиком. Поэтому волонтер должен научиться презентовать программу примирения так, чтобы человек понял ее смысл.

      В работе волонтера ШСП, на мой взгляд, очень тяжело сохранять нейтральность. Но у меня развито чувство справедливости, поэтому думаю: мне нетрудно будет быть посредником в примирении.

      Изучая материалы «Вестника восстановительной юстиции», я узнал, что ШСП может выступать службой спасения для обидчика (правонарушителя). Но не всегда возможно вести комплексную работу с ним и с жертвой (потерпевшим). Я считаю это серьезной проблемой, над которой нужно работать. Раньше я не знал, что «наказание» и «ответственность» — это понятия и ювенальной юстиции. И что если постараться понять причины, по которым человек совершил проступок, то он может оказаться не таким уж враждебным.

      Всем известно: если произошла ссора, то переживание негативных эмоций может отрицательно повлиять на психологическое здоровье ее участников. Это может отражаться и на учебе конфликтующих сторон. Кроме того, в конфликт могут быть вовлечены и другие ребята, которые должны будут делать выбор «за» или «против», а этот выбор может повлиять на взаимоотношения в коллективе не в лучшую сторону.

     И еще. Мне не хочется быть изгоем. Я хочу, чтобы одноклассники не скрывали от меня конфликты, которые иногда происходят среди них. Не хочу, чтобы они отвергали мою помощь. Хочу, чтобы они мне доверяли. Школьная служба примирения поможет мне наладить позитивное общение со сверстниками, это даст мне возможность находить общий язык с людьми и в будущем.

     Моя работа волонтером ШСП должна быть насыщена событиями. И эта мысль увлекает меня. Я хочу больше узнать о конфликтах, хочу научиться их распознавать. Зная пути преодоления конфликтов, я смогу определять наиболее эффективную стратегию поведения в различных ситуациях. Участвуя в программах примирения, хочу добиваться только позитивных результатов: чтобы обидчик всегда находил понимание и мог загладить свою вину, а наказание выступало бы для него как ответственность за принятое решение. Тот же, кого обижают, вновь мог почувствовать себя человеком, которого принимают в коллективе таким, какой он есть.

     Помогать людям разрешать конфликтные ситуации мирным путем, демонстрировать преимущества толерантного пути взаимоотношений – главная задача ведущего программ примирения. Стать ведущим примирительных встреч — одна из главных целей в моей жизни.

1fe8c4ffc931


Цитаты юных медиаторов:

 • Волонтер-медиатор способствует сближению двух сторон конфликта, дает им возможность высказать свое видение конфликтной ситуации, принять обоюдное решение и примириться.

•  Я советую всем моим сверстникам разговаривать, не только о чем-то хорошем, но и не бояться обсуждать какие-то вопросы или обиды, существующие между ними.

•  Я сама становлюсь более внимательной, не закрываю глаза на происходящий конфликт, а помогаю людям, которые не могут найти общий язык.

img0


3. Обратная связь от медиаторов-ровесников (юных медиаторов)

Что ваша работа дает вам?

• Личностный рост, понимание как можно избегать конфликтов и самим их не создавать. Есть возможность помогать сверстникам в разрешении конфликтов мирным путём.
• Возможность реализовать себя, почувствовать свою значимость.
• Общение, возможность помогать другим, самому не допускать подобные ошибки.
• Работа в ШСП помогает мне самой строить бесконфликтные отношения с окружающими и развивать коммуникативные способности. Кроме этого, научилась понимать принимать стороны конфликтующих сторон.
• Моя работа дает мне повод заводить новые знакомства, мне нравится принимать участие в примирении людей, еще я чувствую себя нужной, участвуя в жизни школы.
• Умение понимать других людей.
• Интересно помогать людям в сложных ситуациях, совместно с ними находить пути решения.
• Владеть искусством медиации – это здорово! И необходимо в наше не спокойное время.
• Работа в ШСП учит меня понимать людей, подбирать правильные слова в общении, задавать вопросы.
• Работа в ШСП даёт мне возможность решать свои проблемы, я могу выговориться, отстаивать свою точку зрения, спорить. Учусь общаться.
• Моя работа даёт мне опыт избегания конфликтов в своей жизни. А ещё много новых интересных знакомств.
• Медиаторство даёт мне другими глазами смотреть на людей. Новые возможности. Новые друзья.
• Уверенность в себе, своих силах, хочется помогать людям. Я хочу стать психологом
• Дружелюбие, терпение, уметь общаться с другими людьми.
• Узнавать что-то новое, учить других ребят правильно общаться, разрешать конфликты.
• Возможность научиться новому и интересному, расширить свой кругозор. Возможность общаться со сверстниками, лучше понимать других и себя. Не попадать в конфликтные ситуации.
• Моя работа дает мне опыт в общении с людьми. Когда я мирю людей или предотвращаю ссоры, я учусь общаться. Смотрю на чужие ошибки и понимаю, как делать не стоит.
• Моя работа дает мне возможность получить опыт общения в конфликтных ситуациях /на нейтральной стороне, смотреть со стороны/. Дает возможность научиться находить общий язык между сторонами.
• Умение помогать другим, чувство заботы и организованность.
• Ответственность (оглядываешься на свое поведение)

yEtmvik1TI4


 ⇒  Творчество служб примирения