Семейные конференции в мире

По материалам Karen J. Skaale Havnen and Øivin Christiansen. Knowledge Review on Family Group Conferencing. Experiences and Outcomes.* 

Появление семейных конференций можно рассматривать в свете нескольких международных тенденций в 1980-х и 90-х годах в области социальной политики и социальной работы в целом, и в области социального обеспечения детей в частности.

Первая тенденция заключается в повышении внимания к проблемам детей, которые подвергаются насилию в семье и со стороны взрослых, не исполняющих родительские обязанности. Вторая – растущее понимание, что имеющиеся виды вмешательства, направленные на находящихся в неблагоприятных ситуациях детей, часто не соответствуют чаяниям, а порой даже ухудшают положение некоторых детей. Третья тенденция – понимание того, что для детей и их родителей очень важно участвовать в принятии касающихся их решениях государственных органов, влияющих на их жизнь.

В дополнение к общим социальным тенденциям, на историческое появление Семейных конференций повлияла конкретная политическая и культурная ситуация, сложившаяся в 1980-х годах в Новой Зеландии. Коренное население Новой Зеландии маори критиковало административные структуры, что подход правительства к решению социальных проблем с использованием европейских методов (т. е. экспертный подход в разрешении конфликтов) не подходит к традиционному способу решения конфликтов у маори. В сообществе маори, уход за детьми и воспитание детей – это ответственность всей семьи: членов семьи, друзей и других значимых людей в жизни ребенка. В Новой Зеландии был принят новый закон в 1989 году: Закон о детях, подростках и их семьях. В соответствии с этим законом, Семейные групповые конференции (СГК) стали обязательными для большинства дел, касающихся социального обеспечения детей, а также – для дел, относящихся к серьезным преступлениям среди несовершеннолетних. В настоящее время СГК используются во многих странах, но в разных вариантах и с разными уровнями их реализации.

Общая идея Семейных групповых конференций состоит в том, чтобы включить семейные собрания в принятие решений, касающихся жизни ребенка или подростка, столкнувшихся с трудными ситуациями.

Родственникам должно быть предоставлено больше свободы во взаимодействии с семьей и больше ответственности за помощь семье в поиске правильных решений проблем, чего обычно не бывает, когда центры социального обеспечения детей отвечают за процесс принятия решения. Идея этого процесса заключается в понимании того, что семья имеет больше доступных ресурсов, чем мы думаем, для обеспечения защиты ребенка и его здоровья, его социального благосостояния, процветания и развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Другими словами, только СГК может запустить использование семейных ресурсов и помощи изнутри самой семьи.

В разных странах существуют свои организации, реализующие метод Семейных конференций, а иногда их несколько внутри одной страны. Некоторые из таких организаций объединены в ассоциации, проводящие мониторинг и исследования практики, но в целом данные в мире разрозненные. Различные варианты методов до 2003-2004 годов были испытаны и внедрены по крайней мере в 17 странах на всех континентах: Европа (9 стран), Северная Америка (2 страны), Южная Америка (1 страна), Африка (1 страна) и Азия (2), Океания (2 страны). В 1990-е годы наблюдался незначительный рост числа новых организаций, использующих Семейные конференции, а с 1998 по 2003 год практика Семейных групповых конференций переживает бурный рост числа программ по всему миру. По данным Европейской сети Семейных групповых конференций к 2014 году 22 из 35 европейских стран имели программы Семейных конференций. Метод был реализован в таких странах как Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Дания, Финляндия, Франция, Ирландия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Северная Ирландия, Россия, Польша, Сербия, Словакия, Великобритания, Швеция, Германия, Венгрия, Австрия и еще в 30 странах мира. Семейные конференции отражены в законодательстве в нескольких странах: Новая Зеландия, Ирландия, Канада, некоторые регионы Австралии и США.

Однако, несмотря на относительно широкое распространение, в большинстве случаев Семейные конференции используются скорее в виде исключения, а не как обычная практика в государственном секторе. Например, данные опроса в США в 2009 году показывают, что семейные конференции используется только в 10% случаев. В исследовании Великобритании в 2007 году получены сходные данные.

Обзор мировой практики показывает, что в мире нет универсального метода или модели для проведения СГК. В разных странах применяются разные методы, которые развивались во множество вариантов с местными адаптациями. Самое большое различие существует между моделями Новой Зеландии, и укоренившейся в Европе моделью «Семейных групповых решений» или «Встречей семейной команды» (ВСК). ВСК отличается от СГК в частности тем, что медиатор/координатор присутствует на протяжении всего собрания, то есть, нет этапа «личного обсуждения в семье». Совещание ВСК начинается с обсуждения вопроса о том, какие ресурсы могут существовать в группе, и с того, что всем участникам предлагается представить некоторые положительные аспекты и ресурсы для разрешения конфликта, существующие в семье.

Еще одним фактором, который оказал влияние на развитие СГК, является восстановительное правосудие. Конференция Восстановительного правосудия напоминает Семейную групповую конференцию, которая объединяет стороны, участвующие в конфликте (преступник, жертва, представители общины) с целью создания «восстановительного процесса», и соглашения, которое может быть принято всеми сторонами. Также и некоторые программы восстановительного правосудия стали включать элементы Семейных групповых конференций. Конференции Восстановительного правосудия проводятся в Новой Зеландии, Соединенных Штатах, Ирландии и других странах.

Приведем краткую информацию по некоторым исследованиям практики Семейных конференций, проведенным в разных странах.

Канада, 1990 год.

Одно из первых исследований, опубликованных на международном уровне, для изучения вопроса, может ли Семейная групповая конференция (СГК) снизить или прекратить насилие в отношении детей или взрослых членов семьи. Рассматривались проведенные СГК для 91 ребенка в возрасте до 18 лет, в общей сложности рассматривались 472 участника, из которых большинство составляли членов расширенной семьи. Для исследования был составлен контрольный список из 31 возможного показателя насилия в отношении детей или взрослых. Такая же процедура была проведена у 31 семьи, которые не участвовали в семейных групповых конференциях (группа сравнения). Результаты контрольных списков, заполненных через год после конференции, показали, что у участвующих в Конференциях семей число злоупотреблений и насилия сократилось в среднем наполовину, в то время как те же показатели для семей в группе сравнения значительно увеличились. Это одно из первых исследований, доказывающих результативность Семейных конференций.

Норвегия, 2006 год.

Была собрана информация о 111 конференциях, в которых приняли участие 170 детей. Через год после завершения конференций 68 детей из 44 конференции были включены в исследование. Группа сравнения охватила 68 случаев с детьми, а также детей из тех же отделений, не включенных в процедуры СГК (контрольная группа). Обнаружилось, что большинство участвующих в СГК семей сотрудничает со службами социального обеспечения детей в течение длительного времени, и у очень немногих конфликт разгорелся снова. Были положительные изменения в контрольной группе, но это изменение было значительно меньше, чем в группе прошедших СГК.

Это исследование показывает улучшение контакта и взаимопонимания между семьями и специалистами социальных служб в результате семейных конференций. Полагаем, что это возможно при включенном участии как семей, так и специалистов.

Калифорния, США 2008 год.

Исследование оценивало две различные модели Семейных конференций с различными целевыми группами. Модель округа Фресно состояла из 164 детей в возрасте до 18 лет, которые жили дома и которые оценивались умеренным и высоким риском рецидива правонарушений и семейного неблагополучия. Насчитывалось 103 несовершеннолетних в группе прошедших семейную конференцию и 61 ребенок в контрольной группе. Модель в Фресно комбинировала в себе и «Встречи семейных команд» (включала в себя сессию, чтобы определить сильные стороны семьи во время первой части встречи), и «личное время семьи» от оригинальной модели Семейной групповой конференции.

Модель из Округ Риверсайда состояла из 163 детей в возрасте до 12 лет, которые были помещены в приемные семьи и в отношении которых был риск быть переведены в другие места; 105 детей-участников семейных конференций и 58 детей контрольной группы. Округ Риверсайд использовал такую же сдвоенную модель, которая включала в себя сеанс для определения ресурсов семьи, и встречу по составлению плана, но план выхода их ситуации был подготовлен всеми участниками вместе (без собственного времени семьи). То есть, предложена попытка объединения классической модели СГК современными формами командной работы (поскольку в любом случае участники не являлись кровными родственниками).

В целом по сравнению с контрольными группами успешнее были группы с проведенными Семейными конференциями (в том числе в сдвоенной модели), но разница не была значительной. Авторы исследования остановились на вопросе о том, следует ли ожидать, что семейная конференция будет иметь какие-либо долгосрочные последствия? Возможно, такие Семейные конференции следует рассматривать как начало процесса, направленного на усовершенствование сотрудничества между семьей и сообщества, а также лучшее взаимодействие в семье? В итоге исследователи подчеркнули, что даже если Семейная конференция не проявит положительных эффектов, то точно не имеет никаких отрицательных эффектов.

США, 2010 год.

Исследование затронуло 1598 афроамериканских и 2240 кавказских детей. Основной вывод исследования заключался в том, что не было никаких важных различий между кавказскими и афроамериканскими детьми, которые участвовали в семейных конференциях.

Мы упомянули это исследование, чтобы подчеркнуть сходность результатов для разных культур. Конечно, в России необходимо проводить свои исследования практики Семейных конференций с учетом российских условий и культуры, которые покажут их особенности, но общие тенденции, мы полагаем, будут сходными.

Резюме

  1. Модель Семейных конференций развивается. Нет смысла пытаться напрямую перенести в городские условия общинную практику, надо выстраивать модели работы в условиях современного социума и с учетом психологии, права, социологии, педагогики и других областей знания. Но при переносе и трансформации важно сохранять принципы и ценности, заложенные в саму идею общинных форм разрешения конфликтов.
  2. Важно продолжать изучения мирового опыта, но не для копирования образцов, а как минимум для того, чтобы не повторять ошибки на уже пройденном пути, а также для использования доказавших свою эффективность элементов при развитии собственной практики в России. Разработка Российской модели семейных конференций может быть важным вкладом в мировое движение за восстановительное правосудие.
  3. Практика Семейных конференций находится в развитии, поэтому важно проводить исследования, которые помогут отказываться от неверных предпосылок, находить новые и точнее зафиксировать результаты понять наиболее эффективные формы работы.

(*) www.fgcnetwork.eu/user/file/20140000_knowledge_review_on_family_group_conferencing_uni_research.pdf