О коммунарской методике

О коммунарстве

Олег Всеволодович Лишин.

Отрывок из книги:  «Это нужно живым» (скачать книгу)

«…главная задача педагога, как мы считаем, — воспитание коллективиста, живущего для других людей свободно и естественно. Человека, естественной средой которого становится коллектив. А что же такое коллектив?

Иные полагают, что коллектив — это институт, создаваемый для подавления личности, орудие тоталитарного государства. На самом же деле коллектив — это одно из наиболее необходимых условий человеческого счастья. К сожалению, в наши дни слово «коллектив», само это понятие стали употребляться не в своем подлинном значении. Сплошь и рядом звучит: «коллектив такого-то стройуправления, учреждения, школы, класса…» Дело в том, что не всякая группа, формально объединенная общей целью, может называться коллективом. Создание его — дело долгое, требующее условий, усилий, умения. Зато созданный коллектив — это помимо прочего, еще и драгоценный инструмент воспитания. Забытым на практике оказалось и то, что коллектив — основное понятие педагогики в том смысле, что создание его должно быть первой заботой воспитателя, предпосылкой и наиболее важным условием любых других воспитательных шагов и усилий. Но из аксиомы педагогики это понятие превратилось в общее место. Почему-то молчаливо принято считать, что каждый класс, годами сидящий в одних и тех же стенах, автоматически является коллективом. А уж хорошим или плохим — это другой вопрос. Возникли даже парадоксальные словосочетания: «наш коллектив сплоченный» или «наш коллектив недружный». Как будто бывает холодной или горячей кипящая сталь!

Ясность в этот вопрос вносит психология. В ее понимании коллектив — это высший этап развития группы, когда отношения между людьми в ней определяются не только общественно ценным смыслом их коллективной деятельности, но и личной значимостью для каждого этого общественно ценного смысла, т.е. когда общественные цели принимаются каждым как личные. Коллектив не может быть сплоченным или разобщенным, не может быть «хорошим» или «плохим». Он обязательно един — это его свойство. Люди в нем работают для общества (естественно считая эту работу работой и для себя) — это тоже его свойство. Людям этим хорошо вместе, они верят друг другу и друг на друга надеются — это тоже непременное качество коллектива. Коллектив добр не только к своим членам, но и к людям вне его (ради которых он и трудится). Недобрым к отдельному человеку коллектив быть не может, так как смысл его существования — благо каждого человека. Но коллектив и требователен — смысл его жизни заключается в деле для людей. Коллектив нуждается в каждом своем члене и во всех, потому что дело, которым он занят, нельзя разделить на ломтики и раздать каждому, так как результат труда каждого зависит от всех и общий успех — от каждого. Все эти качества возникают в группе взрослых людей или детей не сразу, но коль скоро они проявились — возник коллектив. К нему ведет длинный путь, долгая лестница, где нижняя площадка —«номинальная» или «диффузная» группа (например, только что сформированный класс), отношения в которой определяются личными симпатиями или антипатиями по принципу «Вася мне нравится, а Соня — нет».

Подъем ко второй площадке, т.е. первый этап развития коллективной деятельности, в процессе которой только и может идти работа по созданию коллектива, характеризуется тем, что цель деятельности у людей в группе уже общая, но их интересы, мотивы, по которым они принимают участие в этой общей деятельности, пока еще раздельны, и каждый охотно обошелся бы без других, да не может. Типичный пример такой группы — компания соседей на улице дачного поселка, сообща закладывающая тяжелую бетонную плиту перед въездом в одну из дач. Скрытый мотив каждого: «Я помогу — помогут и мне потом; я откажусь — и у каждого найдется причина, когда дело дойдет до моих ворот». Это группа-ассоциация.

Второй этап развития деятельности от группы-ассоциации вверх — это когда и цель общая, и интерес уже общий, но «праздник общения» от осознания людьми своего единства и могущества и этом единстве настолько ярок, что сам общественно ценный смысл общего дела как бы уходит на второй план: «Что бы ни делать, лишь бы вместе!» Так и представляется счастливая своей организованной силой орда первобытных охотников: они и мамонта загонят, и курган насыпят, и соседнее стойбище сотрут в порошок — знай наших! Такой предколлектив (группа-кооперация) добр к своим и лишь более или менее — к «чужим». Противостояние «мы-они» осознается достаточно четко. Чтобы стать «своим», надо пройти психологический барьер в сознании группы, стать «посвященным». Высота и неприступность этого барьера резко возрастают в группе-корпорации (лжеколлективе), враждебной к внешнему миру и суровой, даже жестокой по отношению к «своим», нарушающим внутренние заповеди группы, посмевшим усомниться в правоте ее лидеров.

Минуя этот опасный корпоративный тупик, наша лестница поднимается от группы-кооперации к коллективу, где, по выражению одного из советских психологов — Л.И. Уманского, «мотивы отношений и дела сливаются с мотивами цели: важно и «для чего делать», и «что делать», и «с кем делать». Создание коллектива и его сохранение А.С. Макаренко считал основой своей воспитательной системы и «самым трудным делом в нашей педагогической работе».

Почему же трудным? Во-первых, путь по всем ступенькам лестницы достаточно долог и сложен для педагога — руководителя детского коллектива, хотя и щедро вознаграждает его своей и ребячьей радостью. Во-вторых, и это особенно важно помнить, принимаясь за дело создания коллектива, необходимо перейти от главной заботы о необходимом цикле «мероприятий», их сценичности, массовости, организованности к заботе о том, чтобы каждый день формировал в детях класса, отряда, кружка новые отношения к делу и друг к другу.

Приняться за создание коллектива означает необходимость определить и, быть может, изменить свое отношение к детской самостоятельности, к самоуправлению, к стилю общения детей и взрослых, к трудовому воспитанию и, наконец, к вековечной проблеме соотношения воспитания и обучения. Это означает изменение режима самого педагогического труда. Дело в том, что «методика мероприятий» в большинстве случаев требует значительной отдачи сил и нервов воспитателя в те часы, когда он находится с ребятами, зато не требует от него повседневного напряжения мысли, не заставляет думать о «своих детях» постоянно, не делает необходимой дополнительную трату времени — все то, что сопровождает жизнь педагога, работающего над созданием детского коллектива. Вся эта «дополнительная» работа, не требуемая, кстати, сегодня от классного руководителя и воспитателя Уставом школы, пока еще практически ничем, кроме личного удовлетворения, не вознаграждается. Зато личное удовлетворение от такой работы возрастает резко.»

 



Уровни сформированности группы

из книги Лишин О.В.  Педагогическая психология воспитания.

«Сотрудником лаборатории Д. И. Фельдштейна В. М. Сергеевым были выделены шесть возможных уровней сформированности педагогически организованной деятельности подростковой (юношеской) группы. Каждый уровень связан с преобладанием в группе определенных отношений друг к другу и к деятельности, определенных мотивов совместной деятельности, способом педагогического руководства ею.

Так, уровень принуждения совместной деятельности (Пр УСД) характеризуется доминированием у подростков мотивов подчинения внешнему принуждению к совместной деятельности, отсутствием единства мотивов в группе в целом, минимальным воздействием совместной деятельности на межличностные отношения. От педагога в этой ситуации требуется жесткое руководство и постоянный контроль на всех этапах деятельности. Все функции организатора принадлежат только ему. Попытки диалога, как правило, себя не оправдывают и влекут за собой потерю управления.

Пассивно-исполнительский уровень совместной деятельности (ПИ УСД) отличается от предыдущего согласием участников выполнять предложенную деятельность по мотивам личной выгоды и под страхом наказания. Проявляется также интерес к общению внутри группы. В целом характерная черта этого уровня — безынициативность участников, низкий уровень их социальной активности, готовность к отказу от деятельности. Педагогическое управление производится по принципу «кнута и пряника». Оба эти уровня отличаются отрицательным педагогическим потенциалом, поскольку деятельность участникам навязывается.

Активно-исполнительский уровень совместной деятельности (АИ УСД) связан с преобладанием у ее участников мотивов личной заинтересованности в предмете деятельности и в общении. Вместе с тем группа не включена в организацию деятельности, и в связи с этим принимает ее лишь на уровне исполнительского действия. Для этого уровня характерен распад группы на мелкие компании по личным симпатиям. Между ними возможна конкуренция, вражда лидеров, большая или меньшая напряженность в отношениях. В соответствии с этой особенностью поведение подростков в группе отличается пониженной организованностью и вместе с тем зарождением группового общественного мнения, нередко корпоративного толка. В целом на этом уровне можно констатировать приемлемость для группы предлагаемой деятельности, при том, что все организаторские функции педагог-руководитель берет на себя. Педагогический потенциал группы невелик, но он есть, и перспектива его повышения существует.

Личностно-групповой уровень совместной деятельности (ЛГ УСД) характеризуется тем, что группа стала субъектом принятой ею деятельности, взяв на себя функции планирования, организации, контроля и оценки. Этому уровню свойственно преобладание мотивов групповой ориентации, интенсивное развитие самоорганизации (самоуправления), становления общественного мнения всей группы в целом. Резко возрастает эмоциональный комфорт участников деятельности, их самостоятельность, в особенности организаторская, ориентация на мнение группы, сплоченность. Сохраняется потенциальная опасность корпоративизма и возможность ухода в интимно-личностное общение в ущерб деятельностному. Педагогический потенциал группы значителен, педагогическое управление основано на диалоге.

Коллективно-групповой уровень совместной деятельности (КГ УСД) отличается высокой заинтересованностью в результатах деятельности всех ее участников, устойчивостью побуждений к совместной деятельности, опорой на групповое мнение. Проявляется высокая степень идентификации себя с группой, осознание общих целей как своих собственных. Педагогический потенциал группы велик. Управление вполне диалогично.

Коллективный уровень совместной деятельности (К УСД) характерен высоким значением установки на социальную активность и ответственность, некоторым понижением групповых ориентаций, осознанием общественно значимых целей как собственных. Управление коллективно и диалогично, педагогический потенциал группы очень высок.»

Цитата из книги О.В. Лишина взята с сайта1005061053000

www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/biblisped.html

Автореферат диссертации В.М. Сергеев. «Педагогически организованная деятельность как психологическое условие развития подростково-юношеской группы» доступен тут: www.childpsy.ru/dissertations/id/19656.php


Заметки из области социальной психологии неформальных групп

Скачать книгу

«Технология группы» Кордонский М.Б., Ланцберг В.И.

«История молодежного движения в России и динамика его развития.»  Кожаринов М., Тишин С.


Передача ответственности от ведущего к группе в течение лагерной смены LIDER—FOLL

он же “СЛОН”

он же «Орлятская методика» 

(в тезисах)

Вся смена делится на четыре зоны.
В момент пеpехoда из oднoй зоны в другую человек пpoхoдит пеpиoд кризиса. Кризис — это несоответствие между желаниями и возможностями. Он может или затянуться и превратиться в конфликт, или человек выйдет на новый уровень развития, т.е. произойдет качественный скачок после количественных накоплений.

Первый этап — демонстрация
Цель: ввод в программу

1 часть. Знакомство группы и ведущих. Проходит демонстрация планки отношений и уровня проводимых дел (т.е. все проводимые дела очень яркие и эмоционально насыщенные). Ведущий занимает позицию жесткого лидерства и жестких требований, проводит диагностику группы. Эмоциональный уровень группы нужно поднимать, но постепенно. Ребенку создаются условия для решения личностных проблем и выравнивания его статуса.

* Кризис «3 дня». Группа знакомится и начинает выстраивание иерархии, формирование ролевой структуры. Причем не все могут найти подходящую нишу. Ребенок готов выйти в микрогруппы, но группа должна его принять, то есть он должен быть в чем-то сильнее остальных, в чем-то утвердиться.

2 часть. Цель: демонстрация различных видов деятельности, которую они сами потом смогут проделать. Также и самим детям нужно дать «наиграться». Лидерство сменяется на мягкое. Группе дается возможность попробовать свои силы. Продолжается этап демонстрации. Решение личностных проблем в микрогруппе. уровень проводимых ведущими дел к своему концу возрастает до максимума. Эмоциональный уровень повышается. Работа идет по временным микрогруппам.

* Кризис «8 дня». При нормальной скорости группа выходит на первоначальное, (есть еще не рабочее) объединение. Также у группы возникает желание попробовать что-то сделать самой. Если ведущие не дают такой возможности, группа либо начинает переходить к позиции потребления, либо пытается проявить активность. В этот период обычно проводится РИД (разведка интересных дел) и происходит выбор дальнейшей деятельности ребятами самостоятельно.

Второй этап — этап совместной деятельности.
Цель: обучение и развитие прикладных и организаторских способностей в период работы микрогрупп на себя. Совместная деятельность ведущих и детей. Микрогруппы становятся постоянными и начинают готовить дела на свой отряд. Ведущие обучают детей формам проводимых дел в процессе совместной деятельности. Это называется зоной жесткого взаимодействия, когда ведущий снижает свою активность, как бы отходит в сторону, на позицию супервизора. Ho пока еще не совсем отпуская группу. На этом этапе важен предварительный контроль над результатами деятельности, чтобы в случае плохого качества подготовленных ребятами дел суметь выправить ситуацию.

* Кризис «13 дня». Совместное дело ведущих и ребят (на котором они смогли бы поверить в свои силы и самоутвердиться), как точка передачи власти.
Конфликт (по Вл. Ланцебргу — «бунт стариков») может возникнуть или при нежелании ведущего отдать свою власть и перейти на позицию консультанта, супервизора, или из-за неготовности (хотя и желании) ребят взять власть себе и неумение ей распорядиться.

Третий этап – этап самостоятельной деятельности
Цель: раскрытие и развитие детей через их самореализацию. Взаимодействие ведущего и группы меняется на мягкое. При успешном прохождении предыдущего кризиса, группа готова к началу практически самостоятельной работы на другой отряд или окружающих. Происходит обучение содержанию дел — т.е. моральным и этическим нормам, заложенным в эти дела (и не только).

* Кризис «21 дня». Происходит при невозможности выхода детей на следующий, более высокий уровень работы. Или, как и раньше, если ведущий не дает детям возможности для самореализации, или не были формированы условия для работы. Дети уже устали друг от друга и им нужен выход на новых уровень.

Четвертый этап — реадаптация
Цель — закрепление достигнутого и выход к решению новых задач. Подведение итогов. Диагностика. Планы на будущее.


Очерки неформальной социотехники

Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы

Михаил Кордонский, Михаил Кожаринов

Перейти по внешней ссылке здесь