Применение восстановительных вопросов

Отрывок из «Пособия по восстановительным практикам для учителей, администрации и ответственных за дисциплину»

Тэд Вачтел (Ted Wachtel)

Институт восстановительных практик (США).

ted-wachtel-80x100

«…Сьюзан наблюдала учеников, конфликтующих в классе с учителем. Она попросила у учителя разрешения поговорить с ними наедине. Когда она с учениками сели в отдельной комнате, Сьюзан просто спросила: «Что случилось?» и стала спокойно ждать. Мальчик, который вначале был очень зол на то, что его выгнали из класса, неожиданно для Сьюзан стал охотно отвечать на этот вопрос. Он честно рассказал, что сделал, чтобы «достать» учителя.
После того, как первый вопрос сработал, Сьюзан продолжила задавать вопросы из списка. «Я была поражена тем, что рассказал мальчик, — рассказывала Сьюзан о своем эксперименте, — когда я спросила его, как его поведение повлияло на учителя, он ответил: «Думаю, учитель был в замешательстве. Он реально сходил с ума. Я знаю, я совершенно сбил его с толку». Ученик был настолько искренен, что я была потрясена.
Сьюзен перешла ко второму вопросу: «Как ты думаешь, кого еще коснулась эта история?» — «Других детей в классе», — ответил мальчик, — «Я знаю, некоторые дети были раздражены, потому что не могли сосредоточиться. Другие с интересом следили, что происходит и отвлекались. Мой друг говорил мне, чтобы я успокоился, но я не слушал его».
«Хорошо, — сказала Сьюзан, — а как это касается тебя?» «Я зря это сделал, — ответил ученик, — «мне нужно получить хорошую оценку, но теперь мне не светит».
Теперь мальчик выглядел расстроенным, а не сердитым.
Когда Сьюзан спросила: «Как ты думаешь, что можно было бы сделать, чтобы исправить вред?», он ответил: «Я бы очень хотел извиниться перед учителем. И, думаю, я должен извиниться перед классом».
«Когда ты мог бы сделать это?» — спросила Сьюзен. «Как только закончится урок, я поговорю с учителем!».
И мальчик действительно сделал то, что он сказал. Учитель был очень удивлен и не сразу поверил, что ученик искренен. Все изменилось в течение 10 минут. И каждый – учитель, ученик и класс – оказались в выигрыше.

Эта история иллюстрирует, как может быть полезно применение полного списка вопросов, однако чаще мы используем один или два из них для быстрого вмешательства в течение пары минут. Однако, каждая интервенция, какой бы короткой она ни была, предоставляет молодым людям важную возможность увидеть, как их поведение влияет на других, и учит их чуткости по отношению к вовлеченным в ситуацию людям.

Если два ученика, к примеру, поругались в столовой, вы можете поговорить с ними по отдельности и спросить каждого из них: «Что случилось?» В зависимости от того, что они скажут, вы можете продолжить: «Что ты чувствовал(а), когда Карен делала это?» или «Как ты думаешь, что Карен чувствовала, когда делала это?» Далее вы можете свести учеников вместе и задать им те же вопросы, чтобы они могли услышать, как они влияют друг на друга. Наконец, вы можете спросить каждого из них, что они могут сделать, чтобы все снова стало в порядке. (Когда вы приглашаете учеников к совместному разговору, вы, по сути, устраиваете «маленькую импровизированную конференцию», о которой мы более подробно поговорим в следующем разделе).

Позволить ученикам говорить и найти решение – значительное изменение в привычном поведении учителей и администрации. Обычно мы, педагоги, стараемся сами регулировать поведение детей, что, вообще говоря, довольно утомительно. Мы считаем, что указание детям, что они должны делать, неотъемлемая часть нашей работы, и мы не видим альтернативных вариантов. Восстановительные вопросы могут быть здесь полезны, потому что мы можем поменяться ролями. Вы продолжаете регулировать неприемлемое поведение, но путем задавания ученикам вопросов, что они сами думают по их действии и их влияния на других людей. Это снятие ответственности с вас и передача ее ученикам, чье поведение является источником проблем.

В предыдущих разделах мы рассказали, как эмоциональные высказывания позволяют нам делать наши чувства понятными для учеников. Восстановительные вопросы позволяют выяснить, что думают и чувствует по поводу происшедшего сами ученики, и, возможно, многие их ответы будут эмоциональными высказываниями. Конечно, и другие вопросы могут быть использованы для того, чтобы помочь ученикам лучше понять, как их поведение влияет на них самих и окружающих людей. В таблице 3 представлены вопросы, которые мы считаем наиболее эффективными.

Вопросы типа «Почему ты сделал(а) это?» отсутствуют в этом списке. Как правило, они бесполезны и неуместны. Молодые люди обычно не знают, почему они сделали что-то неверное. С большой долей вероятности они просто действуют бездумно или импульсивно, без особых причин. И если их заставить докапываться до причины, в итоге получим надуманную причину или оправдание. Гораздо более эффективно способствовать процессу рефлексии, задавая вопросы, которые побудят детей задуматься об их поведении и его влиянии на других.
Вопросы из второго столбца могут быть заданы тем, кто пострадал от неприемлемого поведения. Например, если ученик списывал, подглядывая в чужую работу, второго ученика можно спросить: «Что ты думаешь по поводу того, что произошло?» В большинстве случаев учитель просто наказывает провинившегося ученика. Если учитель единолично решает, какие последствия будут у списывания, они лишает ученика возможности понять важную вещь: учитель не страдает от списывания в той же степени, как другие ученики класса, которые много работали и прилагали усилия, чтобы добиться успеха.

Конечно, вы сами должны решить, разбираться ли с этой ситуацией индивидуально или с участием других учеников. Это зависит от возраста и личных особенностей учеников.
Второй важный способ работать с восстановительными вопросами: раздать списки вопросов ученикам. Конечно, это прекрасно, если мы имеем достаточно времени, чтобы, чтобы сесть и поговорить с каждым учеником, однако это не всегда реально. Попросить учеников учеников ответить на восстановительные вопросы письменно может быть выходом в таких ситуациях. Более этого, это усиливает рефлексию и помогает охладить страсти, включая ваши собственные. Кроме того, это позволяет немедленно уделить проблеме внимание, не прерывая учебного процесса. Но вы также можете решить, что лучше провести это время с теми, кто отвечает на вопросы и дать передышку остальным.

Однако, восстановительные вопросы работают как восстановительные, только если вы их правильно используете. Боб, один из авторов этой книги, вспоминает случай, когда он решил применить восстановительные вопросы (вскоре после того, как он узнал о них), когда его 8-летняя дочь плохо себя вела. Он заорал во все горло: «О чем ты думала?!», что, конечно, не способствовало рефлексии, как это подразумевает восстановительный подход. Конечно, вы не должны всегда быть спокойны и никогда не злиться. Показывать свои эмоции – это нормально, однако восстановительные практики не работают, если вы говорить обвиняющим тоном. Но при правильном использовании, восстановительные практики могут помочь выйти из гнева и перейти к более продуктивным состояниям.

Преподаватель одной пригородной школы рассказывал, как он применяет восстановительный подход в ежедневном общении с учениками. «Если я вижу, что ребенок дерется в коридоре, вместо того, чтобы тащить директору, я отвожу его в сторону и пытаюсь в точности понять, что произошло и «откуда ноги растут»- говорит он,-«довольно часто подлинной причиной конфликта оказывается, то, что произошло днем раньше, или дома, или на прошедшем уроке. Возможность проговорить это снимает напряжение, так же как чувство, что взрослые внимательно слушают и заботятся об ученике».