Понимание чувств и переживаний

в восстановительных практиках

В книгах по медиации  уделяется большое внимание  работе с эмоциями сторон (прежде всего с негативными).

Наиболее часто  рассматривается вопрос о «снижении градуса эмоций», то есть снижение  эмоциональных выплесков негодования, ярости  и так далее. Конечно, если эмоции «зашкаливают» и не дают возможность человеку конструктивно обсуждать и размышлять, то  их уровень стоит скорректировать до того, когда он сможет рассуждать, пусть и эмоционально. Но «спокойная беседа» — это один их дискурсов: например есть культуры которые допускают одновременный  разговор нескольких человек в том числе на повышенных тонах. Отметим, что сильные эмоции позволяют прояснить, где в ситуации находится «корень» конфликта, где его «острие», которое вызывает желание человека действовать. Если удастся снизить уровень переживаний человека до минимума, то откуда он возьмет силы на внутренние изменения для выхода из конфликта?

В восстановительном подходе рассматривается работа с достаточно сложными переживаниями, которые важно не «снижать», а выстраивать.

Приведем кратко несколько из них (более подробно рассматривается на наших тренингах и семинарах).

— Чувство стыда

Различение клеймящего с воссоединяющего стыжения. Клеймящее стыжение связывает проступок с личностью человека, и распространяет негативную оценку на  всю его личность, на его прошлое и будущее, на его окружение и так далее, не давая  возможности выхода из ситуации и избавления от негативного ярлыка (преступника, хулигана, «неадекватного» и пр.).   Воссоединяющее стыжение возможно только от значимых для человека людей, не принимает проступок, но не отвергает  самого оступившегося (он остается человеком)  и указывает на  шаги, которые должен сделать  человек для выхода из ситуации.   Подробнее в работе Джона Брэйтуейта, который говорит, что именно чувство стыда (а не страх) удерживает людей от совершения правонарушений.

Дональд Натансон предложил модель «компаса стыда». Когда мы сталкиваемся со стыдом, мы можем ответить четырьмя способами:

  • изменить наше поведение;
  • избежать (отвернуться) от него;
  • злиться и обвинять других;
  • обратить свой гнев против самих себя.

Джон Брейтуэйт.  Преступление, стыд и воссоединение. М., Центр «Судебно-правовая реформа», 2002

—  Чувство справедливости

люди, скорее всего, будут доверять и выполнять соглашение, даже если оно не даст им полного исполнения их требований,  если они чувствуют, что процесс был  справедливый

Определяющими для справедливого процесса являются три усиливающих друг друга элемента: вовлеченность (Engagement), объяснение (Explanation) и ясность ожиданий (Expectation).

Вовлеченность означает привлечение сотрудников к участию в принятии стратегических решений, которые окажут на них влияние. Они не только дают свои предложения, но и имеют возможность познакомиться и обсудить идеи и предложения своих коллег. Вовлеченность коммуницирует уважение менеджера к сотрудникам и их идеям. Поощрение обсуждения оттачивает процесс мышления и позволяет общими усилиями найти мудрое решение. В результате вовлечения управленцы принимает взвешенные стратегические решения, а все, кому предстоит их реализовывать, становятся преданными выбранному курсу.

Объяснение означает, что все участники и заинтересованные лица должны понять, почему принимаются те, а не иные итоговые стратегические решения. Получив объяснения относительно мотивов, лежащих в основе решений, люди обретают уверенность в том, что менеджеры учли их взгляды и приняли справедливое решение, отвечающее общим интересам компании. Объяснение позволяет сотрудникам поверить в намерения менеджеров, даже если их собственные идеи были отвергнуты. Кроме того, объяснение служит мощной петлей обратной связи, которая подстегивает обучение.

Ясность ожиданий требует, чтобы после выбора стратегии управленцы четко изложили новые правила игры. Хотя ожидания могут быть достаточно высокими, сотрудники должны точно знать, по каким стандартам будет оцениваться их работа и какие взыскания последуют в случае невыполнения поставленных задач. Каковы стратегические цели? Каковы тактические цели и основные вехи планов? Кто за что отвечает? Чтобы обеспечить справедливый процесс, не столь важно, какими могут быть новые цели, ожидания и обязанности, гораздо важнее, чтобы они были до конца поняты сотрудниками. Когда люди четко понимают, что от них ожидается, то политических махинаций и фаворитизма становится меньше, и ничто не мешает быстро сконцентрироваться на реализации новой стратегии.

Взятые вместе, эти три элемента позволяют судить о наличии справедливого процесса. Это важно, поскольку никакое сочетание меньшего числа этих элементов не дает такой возможности.

У. Чан Ким Рене Моборн. Стратегия голубого океана. 2005

Люди более счастливы, когда они чего-либо достигают вместе, чем когда что-то делают НАД ними или ЗА них.

 

— Ощущение себя «в праве»

«Люди особенно чувствительны к несправедливому обращению, когда они позаботились о благополучии другого человека, но это действие осталось без взаимности. Более того, достаточно часто в конфликте случаются ситуации, что человек считает себя вправе получать какое-то особое, привилегированное обращение, т.е. что он или она имеет право на какие-то особые услуги, несмотря на то, что этот человек не сделал ничего особенного, чтобы их заслужить. Когда одна из сторон конфликта испытывает расхождение между тем, чего она заслуживает, с одной стороны (как ей кажется), — а это основывается на понятии «ощущения себя в праве», —  и теми услугами, которые человек в действительности получает, с другой стороны, может возникнуть очень сильный негативный отклик. Это очень распространенный феномен, фигурирующий во множестве взаимодействий между людьми.

Медиатору полезно отслеживать, когда у одной из сторон конфликта есть определенный набор убеждений, касающихся справедливости, основывающихся на незаслуженных привилегиях, которые человек как бы захватывает за счет другой стороны.

Модели медиации, основанные на интересах, или ориентированные на решение проблем, разбираются с теми темами и вопросами, которые вызывают у конфликтующих сторон чувство несправедливости, за счет того, что отыскиваются потенциально совместимые интересы и потребности, чтобы ослабить конфликт. Утверждается, что стороны конфликта могут распознать, что при решении конфликта потребности каждой из них были удовлетворены. Если им это удается, и если они в это верят, они становятся более заинтересованными в том, чтобы искать решение. Потребность с этой точки зрения рассматривается как фундаментальная характеристика человеческого бытия; потребности возникают естественным путем. С либерально-гуманистической точки зрения, человеческие потребности являются врожденными и внутренне присущи людям. Мы, однако, не согласны с этой точкой зрения. Хотя мы не можем сказать, что то, что все люди нуждаются в еде и защите от враждебной среды, не является истиной, — мы утверждаем, что большинство психологических, социальных и эмоциональных человеческих потребностей конструируются на социо-политическом ландшафте.

В доминирующем определении того, что такое потребность, есть что-то, что кажется не поддающимся обсуждению и само собой разумеющимся – утверждение о том, что необходимо удовлетворить потребность, потому что у каждого какая-то потребность есть. Однако нам кажется более полезным работать с понятием «ощущение себя вправе», нежели с понятием «потребность». «Ощущение себя вправе» легче подвергается подробному рассмотрению, оспариванию, опротестованию. Когда мы говорим о том, что у человека есть потребность, у нас меньше возможностей исследовать природу и оправданность этой потребности, потому что считается, что она является врожденной данностью. В отличие от потребности, «ощущение себя вправе» связано с некоторым намерением или желанием, которое было сконструировано. Процесс медиации, таким образом, может рассматриваться как работа с соперничающими представлениями об «ощущении себя вправе», а не как процесс, направленный на удовлетворение потребностей.

Это понятие позволяет медиатору рассмотреть, каким образом множество соперничающих «ощущений себя вправе» динамически меняется в процессе беседы, имеющей место в медиации. При этом это понятие также делает практика более чувствительным к систематическим паттернам маргинализации и законного обоснования, которые фигурируют в конфликтном взаимодействии.

Медиатор может либо продвигать социальную справедливость и стремиться к достижению равноправия, либо укреплять несправедливые доминирующие культурные практики. Мы утверждаем, что медиатор обязан занять открытую позицию, бросая вызов, протестуя против каких-то преувеличенных «прав», возникающих из-за того, что конфликтующие стороны размещаются в особых дискурсивных позициях.

Медиатор едва ли является нейтральным в данной ситуации.»

Джон Уинслэйд, Джеральд Монк. Нарративная медиация: новый подход к решению конфликтов. М.: Центр «Судебно-правовая реформа», 2009

 

— Self empowerment

ощущение в себе силы и возможности изменить ситуацию.

self empowerment  — переход человека от условий, при которых он имел единственную возможность, к условиям, при которых возможностей для выбора становится больше. Согласно модели Массимо Брускальони становление self empowerment человека проходит несколько фаз: появление и выяснения нового желания, построение нового положительного мышления, переход от мышления к возможности, экспериментирование. (Bruscaglioni M, 1994 )

Начало процесса рассматривается как результат пересечения ценностей, смыслов значимых для человека и его желаний. Ценности дают толчок, а желание необходимую энергию для изменения. Включение значимых для человека смыслов зарождает желание, которое надо осознать, и построить четкое представление о нем. Следующим шагом будет подробное изложение этого представления. Это позволит сделать его реальным, расширить поле потенциальных возможностей для человека. Важно осознать, что это поле возможностей уже существует, и речь идет о том, чтобы их осуществить.

и т.д.