КДН

Данный раздел посвящен взаимодействию Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП)  и служб примирения  в  образовательных организациях.

Предлагаем обратить внимание на следующие моменты:

  1. Важно, чтобы КДНиЗП способствовала созданию на своей территории  служб примирения (в том числе территориальных и внутри образовательных организаций),  чтобы эти службы примирения проводили восстановительные программы.  При отсутствии таких служб остается открытым вопрос, кем будет реализовываться восстановительный подход. 
  2. Важно определить, по каким типам ситуаций будут работать эти службы примирения, и обеспечить должный уровень квалификации специалистов этих служб. Например,  ситуации с «распитием спиртных напитков» или «переходом улицы в неположенном месте» обычно не относятся к деятельности служб примирения (или в части разлада детско-родительских отношений, которые привели к  потере воспитательного влияния). Службы примирения, как правило, работают с правонарушениями (т.е. ООД) несовершеннолетних, в основе которых лежит межличностный конфликт (с участием несовершеннолетнего), в том числе имеющий и юридические последствия (кража, побои, грабеж, порча имущества и т.д.).
  3. Важно обеспечить, чтобы восстановительные программы проводились по возможности ДО заседания КДНиЗП,  а на заседаниях уже утверждались их результаты, а также  разработанные участниками примирительной встречи планы по выходу из ситуации и  предупреждению повторения подобного в будущем. Эффективность проведения  восстановительных программ после заседания обычно резко снижается,  поскольку обостряются психологические защиты у  участников и многие подростки их родители считают, что уже «все искупили».
  4. Важно, чтобы заседание КДНиЗП способствовало реализации восстановительных принципов,  поддерживало  прекращение вражды, принятие  сторонами активной личной ответственности по исправлению ситуации, заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда (если вред был) исцелению жертвы, взаимопониманию сторон, конструктивной родительской позиции.
  5. Важно минимизировать административное воздействие (и особенно угрозы наказания) в тех случаях, где восстановительная программа была реализована и стороны уже осознали, приняли на себя ответственность, начали движение к исправлению ситуации. При любом воздействии важно отделять человека (особенно несовершеннолетнего) от проблемной ситуации. Недопустимость деструктивного поведения н/л не должна  превращаться в  «наклеивание ярлыков»  (типа «хулиган», «преступник» и т.п.) на него самого.  «Постановка на учет» также несет элементы клеймения, поскольку информация об этом не является конфиденциальной, а зачастую становится достоянием педагогов, других детей и их родителей.
  6. Важна согласованность в реализации восстановительного подхода у всей команды КДНиЗП, о чем необходимо договориться до  рассмотрения подобных дел на заседании. КДНиЗП является важным  коллегиальным органом, который может с разных сторон увидеть судьбу ребенка  и помочь ему  «в целом», а не по отдельным ведомствам. Если бы отдельное ведомство (или представляющий его специалист) могло бы само решить многогранную проблему ребенка, то заседание КДНиЗП было бы излишним. Но  дело в  том, что во многих сложных ситуациях  в одиночку никакой  специалист решить проблему комплексно не сможет,  именно потому и  нужно  коллегиальное обсуждение и согласованное объединение усилий.
  7. Рекомендуется членам КДНиЗП пройти обучение по восстановительному походу. чтобы понимать его ресурсы   в работе с правонарушениями несовершеннолетних, отличия от деятельности других специалистов (психологов, социальных педагогов и т.д.) и использовать элементы  восстановительного подхода в своей работе.

Презентация доклада на всероссийском совещании КДНиЗП 2020 года

Презентация доклада на всероссийском совещании КДНиЗП 2021 года.

Письмо Минпросвещения России от 29.11.2019 N 07-8344 «О методических рекомендациях, содержащих порядок действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с использование восстановительного подхода в случаях отказов родителей от предлагаемых мероприятий в рамках проводимой индивидуальной профилактической работы»

Некоторые наши сборники:

Использование восстановительного подхода в деятельности  КДНиЗП. Сборник 2012 

Восстановительные программы в работе  детьми. находящимися в трудной жизненной ситуации Сборник описаний практики 2014.

Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство. Сборник 2015.

Создание и поддержка служб примирения в регионах. Сборник 2016

Примеры документов:

ПОРЯДОК межведомственного взаимодействия комиссий по делам  несовершеннолетних  и защите их прав муниципальных районов, городских округов Волгоградской области, районов Волгограда и служб школьной медиации (примирения) Волгоградской области по реализации восстановительного правосудия в отношении детей.

 

ПОРЯДОК взаимодействия субъектов  программ примирения  по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних Архангельской области     

 

ПОРЯДОК межведомственного взаимодействия муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, органов следствия, судов и служб примирения (медиации) Липецкой области по реализации восстановительных технологий.

О работе МКДНиЗП города Тулы по внедрению служб примирения

Взаимодействие ШСП и КДНиЗП (Анализ опыта Волгограда)

Порядок взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и судов по реализации восстановительных технологий и медиативного подхода  Пермский край  

 

Что обеспечивает  результативность восстановительных программ?

  1. Медиатор предварительно встретится со стороной, вместе с ней проанализирует ситуацию и убедится в ее добрых намерениях и готовности к конструктивному обсуждению.
  2. Обидчик (если есть) лично в безопасной обстановке услышит, какой вред он принес, и медиатор приложит усилия, чтобы он  понял это (не обязательно согласился, но услышал и понял). Медиатор обсуждает не его вину, а вред , причиненный  обидчиком конкретным людям.
  3. Обязательно будет поставлен вопрос, что обидчик будет ДЕЛАТЬ для исправления ситуации и в какой срок (чтобы ситуация была для него уроком).
  4. Родители каждого ребенка узнают о произошедшем (если это требуется), и медиатор задаст вопрос родителям, какую они берут на себя ответственность  и что они будут делать чтобы  исправить ситуацию и чтобы  ситуация не повторилась ( в том числе из того, что они ранее не делали)
  5. Будет составлен договор и предусмотрены условия его выполнения (поощрения) и невыполнения.
  6. При необходимости вопрос недопущения повторения подобного может быть обсужден с другими родителями и\ или с классом в форме Круга сообщества – например, для совместной выработки правил безопасного общения в классе и т.п.
  7. При необходимости возможно включение специалистов в решение ситуации (психологов, педагогов, администрации и т.д. как внутришкольных, так и внешних).

(Обидчик —  это тот, кто причинил вред. В школьных конфликтах часто вред взаимный, и каждая сторона одновременно и обидчик, и жертва. В этом случае вопрос о понимании и заглаживании вреда будет задан каждой из сторон.)

 

Мониторинг деятельности школьных и территориальных служб примирения начиная  с 2009 года по текущий год

Учебный курс для ведущих восстановительных программ:  Восстановительная медиация в работе КДНиЗП