Восстановительный подход в работе классного руководителя и педагога

Стрелка
 

Корень слова «примирение» имеет  значение не только МИР как «отсутствие вражды, ненависти, недоверия», но и МИР как «община, сообщество». «Всем миром» — все вместе, сообща. То есть решать  проблему  надлежит прежде всего сообществу, а не исключительно специалистам.

В нашей стране  в качестве примера близкого педагогического проекта можно назвать педагогику сотрудничества.

1. Восстановительный подход в работе классного руководителя и педагога для повышения его эффективности и самоорганизации класса.

Восстановительный подход может быть полезными в работе педагогов и классных руководителей. Например, такие элементы восстановительных программ, как: открытая коммуникация, восстановительные вопросы, коммуникация в кругу, а также медиация несложных конфликтов, школьные восстановительные  конференции и т. д.

Человечность в  отношениях

Не стоит ожидать, что восстановительный подход дает какие-либо приемы, позволяющие лучше «надавить» на непослушных, заставить их подчиниться и тем самым улучшить дисциплину в классе. Восстановительный подход позволяет постепенно вовлекать самих детей и подростков в создание доброжелательной атмосферы в классе, передать им часть ответственности за происходящее.

«Позволить ученикам говорить и найти решение – значительное изменение в привычном поведении учителей и администрации. Обычно мы, педагоги, стараемся сами регулировать поведение детей, что, вообще говоря, довольно утомительно. Мы считаем, что указание детям, что они должны делать, неотъемлемая часть нашей работы, и мы не видим альтернативных вариантов. Восстановительные вопросы могут быть здесь полезны, потому что мы можем поменяться ролями. Вы продолжаете регулировать неприемлемое поведение, но путем задавания ученикам вопросов, что они сами думают о своих поступках и их влиянии на других людей. Это снятие ответственности с вас и передача ее ученикам, чье поведение является источником проблем.»

Тед Ватчел.

В восстановительном подходе обсуждается не нарушение устава или требований администрации,  а то, как на других людях отражается то или иное поведение (или поступки, действия) человека.

При этом и для самого учителя  ситуация может стать своеобразным вызовом: соответствуют ли его собственные поступки тем принципам, которые он транслирует своим ученикам, готов ли он по-человечески  оказывать поддержку и заботу своим ученикам, признавать свои ошибки и т. д.

Восстановительный подход вносит человеческое в формальные отношения, и не все педагоги готовы это принять.


Сила сообщества

Решая проблемную ситуацию можно больше ориентироваться на административный ресурс, а можно ориентироваться на сообщество. Понятие «сообщества» предполагает, что люди в нем находятся не в формальных ролях и отношениях, выступают не как занимающие ту или иную должность. Все участники сообщества чувствуют себя включенными в ситуацию,  разделяют часть ответственности за происходящее, готовы предпринимать  усилия для ее разрешения  независимо от возраста, статуса, оплаты и т.д.  Большой ресурс сообщества известен с давних времен, например в форме сельского схода в деревнях и селах.

Восстановительный подход опирается на силу сообщества, веру в его ресурс и внутреннюю силу, способность  найти решение, которое не будет подавлять кого-либо. Возможно, что в больших городах и мегаполисах именно школы остались одним из немногих мест, где возможно существование сообщества.

«Человеческие существа – это самые счастливые, самые здоровые и наиболее склонные к тому, чтобы производить позитивные изменения  в своем поведении, когда у них есть возможность  делать вещи ВМЕСТЕ друг с другом, но не НАД кем-то. Важно уравновесить контроль и поддержку (заботу), двигаясь к изменениям ВМЕСТЕ, а не «над» или «вместо».

Рисунок1

Ватчел Тэд.  Восстановительное правосудие в повседневной жизни.   Скачать


 Нужно ли всегда стремиться избегать конфликта?

«Умение конфликтовать означает способность воплощать собственные желания и потребности без того, чтобы нанести вред окружающим.

Пассивное поведение или робость перед конфликтами приводит к тому, что человек не может выразить себя адекватно и вследствие этого позволяет себя обходить. Агрессивное поведение или получение удовольствия от конфликтов часто приводят к тому, что собственные задачи решаются за счет других, что также приводит к конфликтной эскалации».

«Процесс медиации и позиция медиатора в педагогическом контексте» Уокер Джеми, медиатор, доктор философии, Германия.  Посмотреть всю статью по внешней ссылке — >>>

Я считаю, что педагогика  изначально несет в себе противоречие и конфликт: ребенка втягивают в культуру, носителями которой являются взрослые.  Ребенок далеко не всегда понимает смысл тех или иных правил и элементов культуры, далеко не всегда хочет им соответствовать. Но взрослые понимают, что если ребенка не воспитать, то в дальнейшем проблемы будут и у ребенка, и у окружающих.  Потому и появляется педагогика — как взаимодействие обучающего и обучаемого, позволяющая конструктивно преодолевать данное противоречие. Конструктивным или деструктивным является не сам конфликт (конфликт — как потеря способности к пониманию  и взаимопониманию), а выход из него. Разное отношение  к конфликтной ситуации направляет  человека или на разрушительный путь, или  на конструктивный.

Конфликт может стать инструментом педагога, если он сможет им управлять и его использовать.

 

Прикладные технологии педагогической конфликтологии: peer mediaton. А.Г Пинкевич, А.Н. Сунами. СкачатьВо


 Создание воспитательной ситуации

Одна из основных идей развивающего обучения связана с тем, что для подростка создается учебная ситуация, в которой у него пока нет средств к ее решению. Пытаясь найти эти средства, он может вспомнить аналогичные случаи, может обсудить вопрос в команде для выработки группового решения, в некоторых случаях обратиться за помощью к взрослым. То есть акцент делается не на передаче знания, а на самостоятельной выработке знания (пусть и в специально организованной педагогом ситуации).
А можно ли создать воспитательную ситуацию? На наш взгляд есть множество примеров, когда такие ситуации создавались и приводили к успеху. Например, некоторые тренинги (например, «веревочный курс») также создает серию конфликтов и проблем, которые требуют от участников нестандартного решения и совместного выполнения.
Но в реальности, как только у подростков возникает настоящая значимая для участников ситуация (конфликт), большинство педагогов вместо того, чтобы видеть в ней потенциал к воспитанию и развитию, стараются ее заглушить. На наш взгляд конфликт можно и нужно использовать в процессе воспитания, и роль педагога увидеть в нем педагогическую, в том числе и воспитательную ситуацию и помочь участникам самим найти ее решение.


091f7e2096d8f91a5406b4c329bea582

  2. Восстановительные программы и их элементы

в работе классного руководителя и педагога

.

Формированию сообщества, повышению ответственности учащихся и доброжелательной атмосфере в классе способствуют восстановительные программы  и их отдельные элементы:


а). Элемент «Открытая коммуникация о чувствах и последствиях».

Обычно дети не осознают, как их действия или поведение влияет на окружающих. Им чаще говорят про нарушение правил, чем про чувства другой стороны.  Психологи  знают про «я-высказывания» и важность «обратной связи», но педагоги используют их гораздо реже. «Обратная связь» может как поддерживать положительное поведение, так и  быть реакцией на негативное. Важно отметить, что в это случае педагог говорит не про нарушение правил, а про свои чувства и про последствия для себя.

Примеры:

—  я был очень рад,  когда узнал что ты ….

— мне было приятно понять, что…

— меня расстраивает, когда происходит…

— мне обидно, когда мой труд не ценится,  и когда я чувствую к себе негативное отношение…

— я сожалею, что мой труд по подготовке  к уроку, в который я вложил много сил —  остался незамеченным…

… и еще: Розенберг М.   Язык жизни. Ненасильственное общение. («Слова- это окна»). Скачать книгу…


б). Элемент «коммуникация через вопросы»  (например, «Восстановительные вопросы»).

Помогают  сконцентрироваться не на самооправдании, а на понимании ситуации и поиске выхода из нее. Есть сходство с  идеей коучинга, где вопрос помогает человеку рефлексировать и понимать происходящее, а также самому искать решение. Многое зависит от точности формулировки вопроса.

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые обидчику или в ответ на вызывающее поведение:

Вопросы обидчику в ответ на вызывающее поведение

Примерные восстановительные вопросы, задаваемые детям, пострадавшим от действий других:

Вопросы жертве, пострадавшей от действий других

Примеры применения восстановительных вопросов (отрывок из книги).—>>>

Посмотреть для сравнения иностранный вариант вопросов.   —>>>

Вопросы можно задавать устно в беседе (конечно, не перед классом), помогая ребятам осмыслить ситуацию.  Их можно давать письменно в качестве подготовки  к беседе, если две стороны разгорячены,   в случае несложного конфликта можно попросить стороны вместе  обговорить эти вопросы не перебивая друг друга.

Обратите внимание, что вопросы сразу нацеливают на ответственность по заглаживанию вреда (исправлению ситуации) и на исцеление  жертвы.


в). Элемент «Организация переговоров по несложным конфликтным ситуациям».

Один из вариантов — дать участникам напряженной (конфликтной)  ситуации  вместе обсудить приведенные выше восстановительные вопросы. При этом следить, чтобы они не перебивали и не обзывали друга друга, а выслушали, постарались понять, возможно принести извинения и договориться о не повторении подобного. 

В более сложной ситуации (например, если сильная обида, злость, или  причинен вред) — провести «программу примирения» или «программу по заглаживанию вреда», либо направить участников в школьную службу примирения.


 г). Элемент «Организация коммуникации в кругу»

Обычно в школе на вопрос учителя отвечают наиболее активные  ребята. Разговор по очереди в кругу дает возможность высказаться тем, кто обычно молчит и не высказывает свою позицию.

Также коммуникация в кругу дает возможность ребятам лучше узнать друг друга не только в формальных отношениях класса.

Можно передавать какой-то предмет («символ слова»), обозначающий говорящего. 

Но важно, чтобы:

— тема была важна всем участникам разговора (а не только педагогу).

— не возникало обвинения и группового давления на кого-либо.

— не оценивать ответы на правильность или неправильность, дать свободно высказаться всем желающим, даже если их мнение отличается от мнения педагога.

(различать с программой «Круг поддержки сообщества», проводимой в службе примирения подготовленным ведущим, которая описана отдельно)


д). Элемент «Воссоединяющее стыжение».

Неприятие проступка, но не отвержение ребенка (человека). Не «приклеивание ярлыков » к человеку. Отделение его проступка от его личности. Поддержка усилий ребенка, направленных на исправление им самим своего проступка. Поиск ресурсов и возможностей, а не причин плохого поведения и проблем в его прошлом. Чувство стыда перед значимыми для него людьми помогает ребенку удержаться от повторения подобного проступка в будущем, но не должно исключать ребенка из сообщества и разрушать связь с близких ему людьми и социальным окружением.

Подробнее см. ниже в пункте №4.


е). Элемент «Обращение к нереализованному позитивному стремлению».

Во многих случаях за деструктивным поведение ребенка стоят позитивные стремления (к реализации, к самостоятельности,  к сохранению своего «я»  т. д.), однако реализованные разрушительным способом. Обращение и обсуждение с ребенком не внешних проявлений поведения, а такой реализации его устремлений, которая не будет приносить вреда ни ему, ни окружающим, но поможет ему достичь цели.


Восстановительные программы:

  • Программа примирения конфликтующих сторон
  • Программа по заглаживанию вреда между обидчиком и жертвой
  • Программа «Круг поддержки сообщества»
  • Программа «Школьная восстановительная конференция»

Также  в случае  конфликта в семье несовершеннолетнего или трудной жизненной ситуации

  • Программа примирения в семье
  • Программа «Семейный совет» (семейные групповые конференции»)

О восстановительных программах подробнее  можно узнать здесь:  —>>> 

091f7e2096d8f91a5406b4c329bea582

uyOTA1IuMeU091f7e2096d8f91a5406b4c329bea582

3. Восстановительный подход и школьные службы примирения в процессе воспитания и социализации

На мой взгляд, воспитание должно включать: способность взаимодействовать в обществе, не нарушая законов, не причиняя вред окружающим, нравственно оценивать и решать сложные человеческие взаимоотношения. Воспитание — это сформированность определенной позиции, определенный взгляд человека на происходящие с ним ситуации.


.5.Ребенок во взрослом мире

.

 

Фото из музея Белфаста

  • Принятие на себя ответственности за последствия своих действий и их влияние на свое будущее.

    Ответственность в том числе предполагает способность предполагать, какие последствия своих действий и исправлять негативные последствия. Ответственность —  когда человека осознает себя значимой частью происходящих событий и что от его действий зависит направление их развития.

 

«Чувство вины есть субъективное переживание неосуществленной
ответственности, т.е. невоплощения в жизнь присущих нам возможностей, в том числе возможностей в отношениях с другими людьми и группами«

Ролло Мэй

  1. Программа «Воспитание ответственности» (Финляндия)  часть 1.  Скачать.

  2. Программа «Воспитание ответственности»  (Финляндия) часть 2. Скачать.

 Вопросы, которые обычно обсуждаются медиатором в завершении примирительной встречи:

  1. Что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию?
  2. Что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?
  3. Кто из близких  и друзей тебе помогает выбираться из сложных жизненных ситуаций и кто может помочь справиться с этой (в которую ты попал)?

  •   Воссоединяющий стыд

В восстановительном подходе различают два типа работы со стыдом. Традиционный тип основывается на клеймящем пристыжении, говорящем человеку, что не только его поведение плохо, но и сам он плохой и ни чем не может это исправить. Если человека через пристыжение «клеймят» и отвергают, ему становится очень сложно вернуться в нормальное общество, и он может начать искать сообщества людей с девиантным поведением. Происходит процесс криминализации обидчиков вплоть до принятия ими норм криминального сообщества.
В программах примирения работа со стыдом воссоединяющим образом осуждает правонарушение, но не самого обидчика. И помимо этого восстановительный подход предлагает ему дорогу назад: через признание причинённого вреда и действий, направленных на его исправление; становятся возможными самоуважение и возвращение в общество. Испытываемый стыд и действия по заглаживанию принесенного вреда дают возможность обидчику сформировать характер и удержаться в позитивном сообществе. Внушение воссоединяющего стыда предполагает, что за общественным порицанием следуют попытки возвратить правонарушителя в позитивное сообщество через прощение и снятие клеймения.  Результатом внушения чувства стыда становится формирование совести. 

 Также  смотри:  Брейтуэйт Дж. Преступление, стыд и воссоединение.


  • Трансляция культурных ценностей

  Ценности — это не то, что проговаривается  и декларируется взрослыми (за исключением узкого круга людей. которых ребенок уважает), а реализация ценностей взрослыми в собственных сложных ситуациях. Если  взрослый призывает ребенка,  например к дружбе и прощению, а в собственных конфликтах  применяет угрозы и наказание, грубость и силу, то что стоят его слова? И чему учатся окружающие его дети, ощущая на себе страх и наказание?

«Школы могут оказаться теми важнейшими местами, где «хранятся» и «передаются» важнейшие ценности и принципы человеческих отношений – как загладить причиненный вред, как уважительно относиться друг к другу, как проявлять эмпатию, сострадание, как быть честным и как разрешать конфликты. Необходимо, чтобы работающие в школах взрослые, принятые там методики и схемы делали такую передачу ценностей возможной и явной. Мы полагаем, что главное в хорошей школе – это хорошие отношения»

Кэт и Рон Кронин-Лэмп. «Развитие восстановительной культуры школы»

Развитие восстановительной культуры школы. Кронин-Лэмп. 

Некоторые сложные вопросы требуют обсуждения с близкими, поскольку на них нет однозначных ответов. Например: «В каких ситуациях мальчишке нужно драться?» или «Как защитить себя от насилия без применения насилия в ответ?» Фраза: «Нужно быть терпимым и избегать драк» (и при этом не обсуждать, как можно конструктивно реагировать на агрессию) создает риск повторения подобного в будущем. У ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций для участников нет ответа на подобные вопросы (поскольку это не его ответственность и советы он давать не может), поэтому значимые для участников конфликта / правонарушения люди могут с ответственностью за дальнейшее посоветовать им, как лучше себя вести в подобных ситуациях.


  • Человечность и забота в отношениях

Способность видеть другого не только в социальной роли учителя, ученика и т.д. Чем меньше понимания другого, тем больше вероятность в конфликте сформировать образ врага.  Если мы понимаем человека, то мы понимаем, как можно скорректировать свое или его поведение, чтобы не вступать в жесткое противостояние.


  • Опора на ресурс сообщества

 Служба примирения поддерживает отношения в классе. При этом надо отметить, что концентрация власти в руках нескольких (даже «положительных») учеников увеличивает риск применения насилия к тем, кто отличается от большинства учащихся. Поэтому мы говорим не в формировании «команды класса» во главе с сильным лидером, а скорее в становлении мини-сообщества, понимающих и поддерживающих других одноклассников, сообщества, в котором подростки видят проблемы друг друга и стараются по возможности помогать в их решении.

В  городах и мегаполисах одно из тех немногих мест, где может сформироваться сообщество — это школы.

При разрозненном сообществе одноклассники почти не общаются друг с другом и не дорожат отношениями. Такое возникает в недружных классах, где каждый сам по себе. В таком обществе уровень насилия достаточно высок, поскольку им некого стыдиться и не страшно терять уважение. На другой стороне оси – чрезмерная взаимозависимость, когда никто не может действовать самостоятельно, в соответствии со своими убеждениями. Такая ситуация возникает в подростковых группировках, где подростки не могут идти против группового давления. Они совершают насилие не потому, что хотят этого, а потому что так требуют правила их группировки, иначе они потеряют авторитет в глазах лидера и статус в группе. Низкий уровень конфликтности и правонарушений будет находиться между этими крайними вариантами.

Игра и «детское сообщество» Г.П. Щедровицкий (ссылка на сайт).


  • Включение детей во взрослые отношения

« — Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого — подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет — есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств…»

Януш Корчак | «Как любить ребенка»: «Интернат», 1920

«Детство обременительно для большого числа людей из тех немногих, кому оно дозволено. Многие просто вынуждены пройти через это и нисколько не рады, что им приходится играть роль ребенка. Прохождение через детство означает жестокий конфликт между самосознанием и ролью, навязанной обществом. (…) Если бы не было определенного возрастом обязательного обучающего учреждения, «детство» перестали бы воспроизводить. Молодежь богатых была бы освобождена от его разрушительного действия, и бедные нации перестали бы пытаться соперничать с «детством» богатых»…

Иван Илич «Освобождение от школ» Скачать.

«Взрослым трудно узнать, что происходит в молодежной среде, молодежи трудно понять, что значит быть взрослым. Изоляция молодежи приводит к трудностям в восприятии ими ролевых образцов поведения взрослых. Молодые не замечают нюансов и различий в репертуаре своих будущих ролей. Альтернативой становится закрепление ролей, предписываемых молодежной субкультурой»

Кристи Нильс. Плотность общества.

ребенок в мире взрослых

Ребенок в мире взрослых (фото из музея в Японии)

Статья норвежских психологов про то, почему современные детские площадки должны быть гораздо более опасными для здоровья ребенка.

Некоторые примеры реальной работы детей:

Детское актерское агентство «Талантино»

Газета «Пионерская правда» — принимает детские статьи

Ларек Mr Лимонадкин — инициатива ребят

.


Статьи

 

091f7e2096d8f91a5406b4c329bea582

.

 Восстановительные технологии в работе классного руководителя. Попова Р.Ю. Скачать