городу

1. Городская служба примирения в системе образования. Системная восстановительная  работа со школами.

В данном разделе представлен опыт работы «мобильной» Службы примирения Городского психолого-педагогического центра  Департамента образования города Москвы, как наиболее доступный для нашего анализа. Чтобы узнать о разнообразном опыте территориальных служб примирения других регионов, можно  перейти по ссылке, о региональных документах по службам примирения перейти по ссылке, о взаимодействии Служб с КДНиЗП  перейти о ссылке

 

Видеолекция «Восстановительный подход к работе с жалобами родителей как фактор развития образовательных организаций (опыт Городской службы примирения г. Москвы)»

 

Коновалов А.Ю.  Городская служба примирения г. Москвы  (статья)

 

В октябре 2015 года при поддержке Департамента образования города Москвы в рамках проекта «Перекресток» Городского психолого-педагогического центра Москвы было создано подразделение «Школьные службы примирения и восстановительные практики», которое фактически выполняет функцию Городской службы примирения в системе образования.

Ценности  «Совета Круга» Городской службы примирения ГППЦ ДОгМ

Информация о конфликтных ситуациях, правонарушениях несовершеннолетних поступает в Службу примирения из следующих источников:

  • из Департамента образования города Москвы, в который поступают обращения граждан (преимущественно родителей учащихся) в с просьбой разобраться и принять меры по той или иной нерешенной ситуации со школой;
  • на основании сводок полиции о происшествиях, связанных с несовершеннолетними на территории города Москвы;
  • из образовательных организаций, которые напрямую присылают в ГППЦ запросы с просьбой помочь в решении той или иной конфликтной ситуации.

 

По всем подобным обращениям подразделение «Школьных служб примирения и восстановительных практик» как городская служба примирения проводит встречи с администрацией школы, на которых обсуждает совместный план действий по решению ситуации на основе принципов восстановительного правосудия, а затем проводят необходимые восстановительные программы с педагогами, учащимися, родителями и т.д.

Также в Службу примирения ГПППЦ Департамента образования города Москвы поступают:

  • запросы из школ на создание школьных служб примирения (обучение специалистов школы восстановительной медиации, их поддержка и супервизия);
  • запросы на проведение профилактических программ по сплочению класса, построению конструктивных взаимоотношений между учащимися в случае напряженных или агрессивных взаимоотношений;
  • запросы на проведение Кругов сообщества, направленных на повышение родительской ответственности и родительского участия в жизни класса;
  • запросы на проведение программ по укреплению взаимоотношений в педагогическом коллективе (в том числе по конфликтам, возникшим в результате слияния школ в образовательные комплексы);
  • запросы на участие в рассмотрении конфликтных ситуаций от «Управления по работе с обращениями граждан» Департамента образования города Москвы.

 

С ноября 2015 по август 2016 года Службой примирения ГППЦ ДОгМ было проведено около 300 восстановительных программ, в которых участвовало 6871 человек. Также Службой примирения проведено 240 тренингов и семинаров для школьников и педагогов на коммуникативные навыки, в которых участвовали 6057 человек, из них около 500 специалистов школ и медиаторов-ровесников обучено по программе «Восстановительная медиация и организация школьной службы примирения».

 

Восстановительная программа «Школьно-семейный совет» 

Программа работы с многоуровневыми конфликтами Школьно-семейный совет

Большинство проведенных в этом году программ – это «Круги сообщества» с включением администрации, разных специалистов школы, детей и родителей по ситуации, затрагивающих школьные, межличностные, семейные, управленческие и другие проблемы. Сами конфликтные ситуации, как правило, уже вышли далеко за рамки первоначального инцидента, и Служба примирения часто встречается одновременно с противостоянием между разными группами педагогов, а порой и внутри администрации, между родителями класса и родителями проблемного ученика, между учениками и так далее, что требует проведения серии связанных восстановительных программ. Во многом Служба примирения ГППЦ ДОгМ выходит на управленческие вопросы организации школьной жизни, для чего требуются партнерские отношения с администрацией школы. Также отметим несколько зафиксированных нами особенностей многосторонних конфликтов, в которые включились родители учеников:

  • часто конфликтующие ученики и родители живут рядом, в одном микрорайоне, встречаются в поликлинике, магазине, на детской площадке, их вторые-третьи дети нередко учатся в той же школе. Поэтому, во-первых, их отношения часто имеют предысторию, а во-вторых – это накладывает отпечаток на их общение: люди стыдятся, опасаются огласки, опасаются влияния происходящего на их остальных детей, или что придется встречаться на улице с теми, с кем они находятся в конфликте;
  • часто конфликтующие ученики знакомы ранее – через дошкольные учреждения, двор, развивающие клубы и занятия, и потому имеют предысторию отношений;
  • родители активно используют интернет коммуникацию (WhatsApp и пр.), со всеми рисками травли и кибербуллинга уже в родительской среде;
  • родители требуют от школы не только обучения, но и воспитания, формирования безопасной и комфортной атмосферы, но не вкладываясь сами в создание комфортной атмосферы в классе, где учатся их дети.

 

Поэтому специалисты Службы примирения всегда начинают с индивидуальных (предварительных) встреч с каждой стороной конфликта, чтобы обсудить с ними смысл их участия в восстановительной программе. Восстановительные программы — прежде всего Круги сообщества с классом и родителями — помимо решения конкретной конфликтной ситуации (или реагирования на правонарушение несовершеннолетнего) могут способствовать тому, чтобы:

  • детям, педагогам и родителям совместно определить воспитательную стратегию для своего класса и реализовывать ее;
  • включить всех участников образовательного процесса в равную открытую коммуникацию (обсуждение), не допускающую манипулирования, клеймения, морализаторства, давления, угроз, шантажа и других деструктивных воздействий.
  • помочь в формировании ответственной родительской позиции и профессиональной позиции работающих с ситуацией специалистов школы, а также согласованность их действий;
  • поддержать становление разных традиций мирного проживания детей, родителей, педагогов, администрации и специалистов в пространстве школы.

Коновалов А.Ю.  Чем служба примирения помогает школе

Что дает специалисту Службы примирения ГППЦ ДОгМ возможность урегулировать ситуацию, с которой обычно до этого уже работали другие специалисты и администрация образовательной организации, и в которой участники сами находят и выполняют решение? На наш взгляд основным ресурсом специалиста службы примирения является:

— определенная позиция, заданная организационной формой Городской службы примирения;

— удержание в своей деятельности восстановительных принципов,

— следование определенным этапам работы;

— способность удерживать профессиональную позицию и управлять развитием ситуации, находясь среди эмоционально накаленных конфликтом людей;

— определенные профессиональные навыки (организации коммуникации, передачи ответственности участникам ситуации и так далее).

 

Организационная форма Городской службы примирения

Она определяет, что:

  1. Специалист Службы примирения ГППЦ приходит извне, у него нет предыстории взаимоотношений с участниками, и он способен не поддаваться или не включаться в эмоциональный контекст конфликта или быть эмоционально отстраненным от конфликтной ситуации.
  2. Специалист Службы примирения ГППЦ приходит по запросу Департамента образования, что облегчает ему вход в пространство школы и общение с администрацией (которая не всегда готова к включению — как она считает посторонних специалистов — в работу над ситуацией).
  3. Специалист Службы примирения ГППЦ обязательно включает администрацию образовательной организации в совместную работу над сложившейся ситуацией
  4. Специалист Службы примирения ГППЦ не ищет виноватого, не осуждает, не расследует, не выносит решения (хотя порой участники ждут от него именно таких действий). Но стремится поддерживать всех участников в движении к конструктивному решению ситуации и принятии участниками на себя ответственности, опирается на их позитивный опыт и ресурсы.
  5. Устанавливает контакт и слушает людей (чтобы «проблема прозвучала голосами людей»), вовлекает в восстановительный подход всех участников ситуации и тех, кто может повлиять на решение конфликта, заявляет участникам свои цели и позицию, способствует рефлексии и самоопределению участников по отношению к ситуации.
  6. Информирует участников конфликтной ситуации о возможных юридических и психологических последствиях тех или иных действий и реагирований на ситуацию, что особенно важно по ситуациям правонарушений (общественно-опасных деяний).
  7. Поддерживает связь с другими специалистами центра «Перекресток» ГППЦ, которые могут оказать профессиональную психологическую помощь.

Подчеркнем, что если бы школы не устраивала работа Городской службы и направления ГППЦ «Перекресток» в целом, то Департамент образования не смог бы повлиять на отношение директоров, которые в Москве достаточно самостоятельны в своих решениях. Служба примирения не является проверяющей (хотя пишет отчеты в Департамент о проведенных программах, но в «нейтральном» безоценочном языке), и приход «по запросу от Департамента образования» выравнивает позиции Директора и Специалиста службы примирения для профессионального диалога «на равных».

Основные этапы работы Службы примирения по обращениям, поступившим из Департамента образования города Москвы.

  Примерные этапы  работы:

  1. Получение официального запроса на работу со случаем от Департамента образования, директора образовательной организации или другого официального лица.
  2. Звонок директору образовательного комплекса или как минимум руководителю структурного подразделения с предложением встретиться по заявке из Департамента образования и обсудить дальнейшие совместные действия, обсуждение состава участников первой встречи.
  3. Встреча с директором образовательного комплекса, руководителем структурного подразделения, часто на встречу приглашается завуч, классный руководитель и специалисты комплекса (психологи и социальные педагоги).
  4. Предварительные встречи с основными участниками конфликтной ситуации по отдельности,
  5. Проведение примирительной встречи всех участников. Поскольку обычно в ней участвует большое число людей, то она проходит в форме расширенной медиации, Круга сообщества или разрабатываемой сейчас программы «школьно-семейный совет», фиксация на бумаге групповых решений и способов их достижения;
  6. Проведение программы «Круг сообщества» с родителями учеников класса, по налаживанию их сотрудничества с классным руководителем и передачи им ответственности за налаживание доброжелательной атмосферы и дружбы в классе;
  7. Проведение программы «Круг сообщества» в классе по налаживанию взаимоотношений между учащимися и передачи им ответственности за поддержание доброжелательной атмосферы в классе;
  8. Принятые в ходе восстановительной программы решения фиксируются ведущими на ватмане и оставляются участникам для исполнения;
  9. Написание рекомендаций образовательной организации для дальнейшей работы с ситуацией; как правило, они включают возможную поддержку со стороны Службы примирения или других специалистов центра «Перекресток» ГППЦ в целом.
  10. Проведение серии занятий с учениками на поддержку позитивных изменений и бесконфликтное взаимодействие;
  11. Проведение семинара с классными руководителями по работе с сообществом класса.
  12. Предложение создать школьную службу примирения, при согласии – приглашение специалистов школы пройти обучение восстановительной медиации и созданию школьной службы примирения (в том числе с учениками – будущими медиаторами-ровесниками»);
  13. Проведение других программ, которые могут предложить сотрудники «Перекресток» ГППЦ (например, профилактика буллинга);
  14. Написание отчета, предоставление его директору (или руководителю структурного подразделения) и в Департамент образования города Москвы.

 

Не всегда реализуются все этапы работы Службы, не всегда и ситуация требует проведения всех мероприятий, но Служба примирения ГППЦ ДОгМ ориентируется и предлагает школе реализовать широкий спектр своих возможностей.

Поэтому специалисты Службы примирения ГПП ДОгМ должны понимать профессиональные позиции разных специалистов (а также родителей), чтобы помогать их выстраивать.

 

Миссия городской службы примирения на наш взгляд состоит в том, чтобы на основе восстановительных принципов помочь родителям и специалистам, педагогам, администрации совместно сформировать успешную профессиональную и родительскую позицию по отношению к проблемной ситуации детей, а затем вместе (с участием детей) ее реализовать.

 

 


2. Профессиональные позиции и восстановительный подход

Обращение родителей в Департамент образования города Москвы с жалобой или просьбой разобраться с той или иной ситуацией в школе означает, что школа как профессиональная команда не справилась с решением ситуации. Это не обязательно говорит о плохой работе школы, возможно со множеством других ситуаций успешно справлялась, но эта вышла за рамки возможностей ее сотрудников. В большинстве случаев это ситуации, связанные с детьми с ОВЗ или СДВГ, которые мешают другим учиться и задевают одноклассников, но которые относятся к массовой школе. Таким образом, право учиться в школе есть и такого непростого ребенка, и при этом есть право на безопасность у остальных детей, которое педагогам не всегда удается обеспечить. В результате в конфликт оказываются втянутыми и дети, и родители почти всего класса, и педагоги, а порой и специалисты, и администрация, а также включаются Департамент образования, уполномоченный по правам ребенка и т.д. Если специалисты Городской службы примирения приезжают в подобную ситуацию, это значит, что конкретно по данной ситуации сотрудники школы (педагоги, психологи, социальные педагоги, администрация) не смогли успешно выстроить свою профессиональную позицию. Например, мы сталкивались с тем, что:

— психологи порой говорят, что поскольку не было к ним запроса, то они и не работали с ситуацией, и будут ждать запроса от родителей, при этом признавая что, скорее всего родители сами не обратятся;

— директор «делегировала» решение классному руководителю, у которого в силу возраста не хватает авторитета для установления контакта с родителями ребенка, в результате чего родители не приходят на встречу;

— психолог говорит, что протестировал и всем дал рекомендации, а были ли они исполнены – это не его вопрос;

— социальный педагог заявляет, что у него функция диспетчера – направить ребенка в КДНиЗП, поставить на внутришкольный учет, направить к психологу и пр.

— директор боится «маститого» пожилого педагога, и потому не предъявляет к нему требований, даже в ситуации травли педагогом ребенка

И т.д.

В результате сотрудники школы зачастую пытаются переложить всю ответственность за решение ситуации на специалистов Городской службы примирения. Поэтому специалисты ГСП начинают контакт со школой с обсуждения с сотрудниками, как может быть выстроена их профессиональная позиция для решения сложившейся конфликтной ситуации и недопущения повтора подобного в будущем.

Приходится подчеркивать, например, что в соответствии с утвержденным профессиональным стандартом должность называется «педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и основная цель включает в том числе психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса, а следовательно не только работу с учащимся, но и с педагогами, родителями и другими участниками образовательного процесса. Наша задача, — создать максимальные условия, чтобы сотрудники школы приняли на себя часть ответственности за решение ситуации, распределили усилия в соответствии с профессиональными позициями и с учетом принципов восстановительного подхода, а также использовали восстановительные программы (Круг сообщества, медиацию) в том числе и для запуска своих профессиональных процессов.

Подробное рассмотрение профессиональных позиций с учетом восстановительных принципов требует дальнейшего обсуждения и разработки. Информация по данной теме  будет размещаться на этой странице и в правой колонке (раздел «дополнительно»)

 

Восстановительный подход в работе социального педагога

Восстановительный подход в работе педагога-психолога

Восстановительный подход в работе классного руководителя и педагога

Служба примирения родителям

Восстановительный подход в административном контексте

 

педагогика

На наш взгляд ситуация  в том, что ищут  крайнего (виноватого) и сейчас и раньше.

Просто в  разное время «виноватыми» назначаются разные.

А взаимопонимания нет.

Рисунок21

Медиация может также  помочь  согласовать разные задачи участников образовательного процесса и их  видение будущего.

Рисунок1

 

 

Для согласования  целей и задач между учениками, родителями, педагогами и специалистами школы используются Профилактические восстановительные программы (Круги ответственности и пр.), когда они вместе обсуждают вопросы будущего (каким мы хотим видеть наш класс),  и кто что готов для этого сделать.


3.Утвержденные профессиональные стандарты

Профстандарт психолога в образовании (педагог-психолог)

Профстандарт Педагог общего образования 

Профстандарт Педагог дополнительного образования

Профстандарт Педагог профессионального образования

Профстандарт Специалист в области воспитания