Границы школьных служб примирения
которые как и любая технология имеют свои границы применения.
Медиаторы школьной службы примирения НЕ проводят медиацию:
- для «перевоспитания» учащихся (для этого есть педагогические методы, например: Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении. Практические методы и техники. ).
- по ситуациям суицида (для работы с такими ситуациями смотри тут: «Методические рекомендации психологам по выявлению и предупреждению суицидального поведения среди несовершеннолетних«, и тут: «Что нужно знать родителям о подростковых суицидах« ).
- по ситуациям связанным с употреблением наркотиков (для работы с такими ситуациями смотри тут: Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В., Терентьева А.В., Баушева И.Л., Ивашин О.И. Концептуальная программа профилактики злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами среди подростков и молодежи и тут: Тихомирова А.В. Программы профилактики злоупотребления ПАВ для особенных подростков. — внешняя ссылка)
- в случае отрицания человеком своего участия в факте правонарушения, поскольку расследованием события правонарушения служба примирения не занимается. (См. тут Пол Экман. Почему дети лгут.).
Надо отметить, что мы знаем несколько ситуаций. когда все казалось бы свидетельствовало о причастности подростка к правонарушению, но он категорически отрицал свое участие, и позже подтверждалась правота его слов, например, когда настоящий нарушитель признавался в содеянном.
С некоторыми из этих ситуаций может работать Территориальная служба примирения, но тоже в определенных границах.
По случаям тяжких преступлений учащихся — проведение медиации возможно опытным медиатором, знакомых с концепцией и практикой Восстановительного правосудия, а также рекомендуется привлекать территориальную службу примирения.
С вернувшимися из мест лишения свободы проведение медиации возможно взрослым опытным медиатором (Например, см. Альперн Л. Служба примирения : опыт внедрения восстановительных программ (медиации) в пенитенциарные учреждения России )
Медиация не проводится, если не известна вторая сторона конфликта (но могут проводиться другие восстановительные программы: «Круг сообщества» , «Семейный совет« ).
В случае психической не-нормы, восстановительные программы возможно проводить только после тщательной подготовки квалифицированным специалистом, гарантирующим безопасность всех участников встречи. Скорее всего в этом случае предпочтительней будут программы направленные на взаимную поддержку и распределение ответственности («Круг сообщества», «Семейный совет»). При этом надо иметь ввиду, что во-первых, часто посторонние взрослые приписывают другим какие-либо отклонения, которых в реальности нет. Во вторых, даже наличие психических отклонений не делает человека автоматически преступником. Вот интересный пример про успешного ученого, обнаружившего у себя психопатию, и еще материал про исцеление от шизофрении.
Служба примирения в соответствии со Стандартами восстановительной медиации не проводит медиацию, если после проведения предварительных встреч стороны принимают решение отказаться от участия в совместной встрече.
Все имеет свои границы:
Еще про границы и особенности работы медиатора. Это уже сказано в наших книгах и статьях, но я здесь еще раз подчеркну некоторые резюмирующие тезисы:
- Много конфликтов люди решают без медиатора и других специалистов (без психологов, судей, педагогов), и это нормально. Медиатор не ставит своей задачей всех вовлечь в медиацию, тем более, если у человека есть свой законный способ выхода их конфликта, который больше отвечает интересам и нравственным ценностям человека. Но чтобы это понять (а многие подростки стараются вообще не думать о конфликте и его последствиях), медиатор встречается с каждой их сторон по отдельности и обсуждает цели, приоритеты, ценности человека, и возможные пути выхода их ситуации (встреча на медиации как один из путей нахождения выхода из ситуации).
- Участие в программах сторон конфликта (обидчика и жертвы) только добровольно, то есть никто не заставляет людей принимать участие в медиации и других восстановительных программах. Со сторонами конфликта медиатор проводит предварительную встречу, на которой обсуждает их ситуацию и возможности восстановительных программ, после которой люди либо принимают решение, что им нужна медиация (или другая восстановительная программа), либо отказываются от участия в ней. Предварительные встречи проводит только обученный медиатор, поскольку он владеет технологией восстановительной медиации. Он не стремится уговорить или как-либо заставить стороны участвовать в медиации против их интересов и ценностей.
- Соглашаясь организовать встречу сторон конфликта, медиатор должен быть уверен в их безопасности, и что он сможет организовать конструктивный диалог (чтобы их конфликт после медиации не усилился). Если медиатор видит, что стороны слишком агрессивны и настроены на столкновение, то он должен либо продолжать с ними предварительные встречи по отдельности, либо предать более опытному медиатору, либо принять решение не проводить медиацию по данной ситуации.
- На медиации договор может быть заключен, только если все стороны (включая несовершеннолетних и их родителей или законных представителей) согласны с пунктами договора. Если кто-то не согласен с каким-то положением договора, то это положение не принимается. Медиатор никого не может заставить и в этом одно из его отличий от правоохранительных органов.
- Медиатор (ведущий восстановительных встреч) не осуждает, не выносит решения, не советует, не поучает, не является адвокатом или представителем какой-либо из сторон конфликта. Он помогает участникам переосмыслить происходящее и самим найти выход их создавшейся ситуации.
- Восстановительная медиация способствует налаживанию отношений в семье несовершеннолетних обидчика и жертвы, если они были нарушены в результате правонарушения или конфликта. Часто родители находятся в растерянности, не понимая как реагировать на агрессивное поведение своего ребенка, и медиатор помогает ребенку и родителям услышать друг друга.
- В восстановительных программах приветствуется участие близких и уважаемых ребенком (подростком) людей, чтобы они напомнили ему о нравственных ценностях, принятых в семье, школе, сообществе. Работа медиатора направлена на создание условий, при которых ребенок услышит обращенные к нему слова, и чтобы обращенные к ребенку слова не были клеймящими и морализаторскими поучениями.
- Медиатор не ставит своей целью избавить человека от наказания. Если по данному делу по закону должно быть рассмотрение дела в суде или на Комиссии по делам несовершеннолетних, то оно состоится и соответствующим органом будет вынесено решение (приговор, постановление). Исключение составляют три статьи частного обвинения: клевета, причинение легкого вреда здоровью и т.д., которые прекращаются по заявлению потерпевшего. При этом медиатор считает важным, чтобы если обидчик загладил причиненный вред, принес извинения, которые были приняты пострадавшим, а также сделал другие действия направленные на исправление ситуации, то это было учтено судом (КДНиЗП, советом профилактики школы и пр.) при вынесении решения о наказании.
- Медиатор различает наказание и ответственность. Например, наказание (как страдание обидчика) может быть, а ответственность обидчика (как понимание последствий его проступка для жертвы и заглаживания причиненного вреда) отсутствовать. И наоборот, ответственность и исправление вреда может обойтись и без наказания, а в случае деятельного раскаяния в наказании может и не быть необходимости. Подчеркну, что мы работаем с несовершеннолетними, то есть формирующимися личностями, совершение правонарушения которыми в юном возрасте не обязательно приведет к преступным действиям в дальнейшем.
- По особо тяжким преступлениям (предумышленные убийства, изнасилования, терроризм и пр.) медиация в России не проводится. Но среди преступлений совершаемых подростками особо тяжкие преступления составляют очень малый процент (около 5%), и жесткость реагирования на особо тяжкие преступления не должна распространяться на остальные 95% дел несовершеннолетних.
- Медиация не может гарантировать отсутствие повторения совершения подростком подобного правонарушения в будущем. Но и система уголовного наказания не может этого гарантировать, равно как и любая другая система (если только несовершеннолетнего правонарушителя не изолировать навсегда от общества). В среднем по статистике разных стран, число повторных правонарушений подростков после успешно проведенной медитации без примирения наказания меньше, чем после уголовного наказания. По нашим данным в России число повторных правонарушений после успешно проведенных восстановительных программ (медиации) порядка 2% (однако, в России медиаций по уголовным делам не очень много, что надо учитывать при анализе данных, и это относится именно к уголовным делам, а не конфликтам).
- У несовершеннолетнего правонарушителя почти всегда есть родители и близкие, которые его любят и надеются, что он сможет побороть себя и исправить совершенное зло, не пойти дальше «по кривой дорожке». Даже «трудные» родители почти никогда не хотят преступной карьеры своим детям, и наоборот – стремятся, чтобы он стал в жизни хорошим человеком (пусть им не удается в детях это воспитать). Важно поддержать родных и близких в этом и помочь состоятся их родительским надеждам.