Границы школьных служб примирения

которые как и любая технология имеют свои границы применения.

Медиаторы  школьной службы примирения НЕ проводят медиацию:

  • в случае отрицания человеком своего участия в факте правонарушения, поскольку расследованием события правонарушения служба примирения не занимается. (См. тут Пол Экман. Почему дети лгут.).
    Надо отметить, что мы знаем несколько ситуаций. когда все казалось бы свидетельствовало о причастности подростка к правонарушению, но он категорически отрицал свое участие, и позже подтверждалась правота его слов, например, когда настоящий нарушитель признавался в содеянном.

С некоторыми из этих ситуаций может работать Территориальная служба примирения, но тоже в определенных границах.

По случаям тяжких преступлений  учащихся  — проведение  медиации возможно опытным медиатором, знакомых с концепцией и практикой Восстановительного правосудия, а также рекомендуется привлекать территориальную службу примирения.

С вернувшимися из мест лишения свободы проведение  медиации возможно взрослым  опытным медиатором (Например, см. Альперн Л. Служба примирения : опыт внедрения восстановительных программ (медиации) в пенитенциарные учреждения России )

На мой сайт 001

 

Также см. «Внедрение новых технологий социального сопровождения несовершеннолетних г. Москвы, освобождающихся из Можайской воспитательной колонии». ЗАКАЗАТЬ БЕСПЛАТНО.

 

 Медиация не проводится, если не известна вторая сторона конфликта (но могут проводиться другие восстановительные программы: «Круг сообщества» , «Семейный совет« ).

В случае психической не-нормы,  восстановительные программы возможно проводить только после тщательной подготовки  квалифицированным специалистом, гарантирующим безопасность всех участников встречи. Скорее всего в этом случае предпочтительней будут программы направленные на  взаимную поддержку и распределение ответственности («Круг сообщества», «Семейный совет»). При этом надо  иметь ввиду, что  во-первых, часто посторонние взрослые приписывают другим  какие-либо отклонения, которых в реальности нет. Во вторых, даже наличие психических отклонений не делает человека автоматически преступником. Вот интересный пример про успешного ученого, обнаружившего у себя психопатию,   и еще материал про исцеление от шизофрении.

 

Служба примирения в соответствии со Стандартами восстановительной медиации не проводит медиацию, если после проведения предварительных встреч стороны принимают решение отказаться  от участия в совместной встрече.


 

Все имеет свои границы:

y_d21cb50d


Еще  про границы  и особенности работы медиатора. Это уже сказано в наших книгах и статьях, но я здесь еще раз подчеркну некоторые резюмирующие  тезисы:

  • Много конфликтов люди решают без медиатора и других специалистов (без психологов, судей, педагогов), и это нормально.  Медиатор не ставит своей задачей всех вовлечь  в медиацию, тем более, если у человека есть свой законный  способ выхода их конфликта, который больше отвечает интересам и нравственным ценностям человека. Но чтобы это понять (а многие подростки стараются вообще не думать о конфликте и его последствиях), медиатор встречается с каждой их сторон по отдельности и обсуждает цели, приоритеты, ценности человека, и возможные  пути выхода их ситуации (встреча на медиации как один  из путей нахождения выхода из ситуации).
  • Участие в программах сторон конфликта (обидчика и жертвы) только добровольно, то есть  никто не заставляет людей принимать участие в медиации и других восстановительных программах. Со сторонами конфликта медиатор проводит предварительную встречу, на которой  обсуждает их ситуацию и возможности восстановительных программ, после которой люди либо принимают решение, что им нужна медиация (или другая восстановительная программа), либо отказываются от участия в ней. Предварительные встречи проводит только обученный медиатор, поскольку он владеет технологией восстановительной медиации. Он не стремится уговорить  или как-либо заставить стороны участвовать в медиации против их интересов и ценностей.
  • Соглашаясь  организовать встречу сторон конфликта, медиатор должен быть уверен в их безопасности, и  что он сможет организовать конструктивный диалог (чтобы их конфликт после медиации не усилился). Если медиатор видит, что стороны слишком агрессивны и настроены на столкновение, то он должен либо продолжать  с ними предварительные встречи по отдельности, либо предать  более опытному медиатору, либо принять решение не проводить медиацию по данной ситуации.
  • На медиации  договор может быть заключен, только если все стороны  (включая несовершеннолетних и их родителей или законных представителей) согласны с пунктами договора. Если кто-то не согласен с каким-то положением  договора, то это положение не принимается. Медиатор никого не может заставить и в этом одно из его отличий от правоохранительных органов.
  • Медиатор (ведущий восстановительных встреч) не  осуждает, не выносит решения, не советует, не поучает, не является адвокатом или представителем какой-либо из сторон конфликта. Он помогает участникам переосмыслить происходящее и самим найти выход их создавшейся ситуации.
  • Восстановительная медиация способствует налаживанию отношений в семье несовершеннолетних  обидчика и жертвы, если они были нарушены  в результате правонарушения или конфликта.  Часто родители находятся в растерянности, не понимая как  реагировать на агрессивное поведение своего ребенка,  и медиатор помогает ребенку и родителям услышать друг друга.
  • В восстановительных программах приветствуется участие близких и уважаемых ребенком (подростком) людей, чтобы они напомнили ему о нравственных ценностях, принятых в семье, школе,  сообществе. Работа медиатора направлена на создание условий, при которых ребенок услышит обращенные к нему слова, и чтобы обращенные к ребенку слова не были клеймящими   и морализаторскими  поучениями.
  • Медиатор не ставит своей целью избавить человека от наказания.  Если по данному делу по закону должно быть рассмотрение дела в суде или на Комиссии по делам несовершеннолетних, то оно состоится и соответствующим органом будет вынесено решение (приговор, постановление). Исключение составляют три статьи частного обвинения: клевета, причинение легкого вреда здоровью и т.д., которые прекращаются по заявлению потерпевшего. При этом медиатор  считает важным, чтобы если  обидчик загладил причиненный вред, принес извинения, которые были приняты пострадавшим, а также сделал другие действия направленные на  исправление ситуации, то это было учтено судом (КДНиЗП, советом профилактики школы и пр.) при вынесении решения о наказании.
  • Медиатор различает наказание и ответственность. Например, наказание (как страдание обидчика) может быть, а ответственность обидчика (как  понимание последствий его проступка для жертвы и заглаживания причиненного вреда) отсутствовать.  И наоборот, ответственность и исправление вреда может обойтись  и без наказания, а в случае деятельного раскаяния в наказании может и не быть необходимости. Подчеркну, что мы работаем с несовершеннолетними, то есть формирующимися личностями, совершение правонарушения которыми в юном возрасте не обязательно приведет к преступным действиям в дальнейшем.
  • По особо тяжким преступлениям (предумышленные убийства, изнасилования, терроризм и пр.)  медиация в России не проводится. Но среди преступлений совершаемых подростками  особо  тяжкие преступления составляют очень малый процент (около 5%),  и жесткость реагирования  на  особо тяжкие преступления не должна распространяться на остальные 95% дел несовершеннолетних.
  • Медиация не может гарантировать отсутствие повторения совершения подростком подобного правонарушения в будущем. Но и система уголовного наказания не может этого гарантировать, равно как и любая другая система (если только несовершеннолетнего правонарушителя  не изолировать навсегда от общества). В среднем по статистике разных стран, число  повторных  правонарушений подростков  после успешно проведенной медитации без примирения наказания меньше, чем после уголовного наказания. По нашим данным в России число  повторных правонарушений после успешно проведенных восстановительных программ (медиации) порядка 2% (однако, в России медиаций по уголовным делам не очень много, что надо учитывать при анализе данных, и это относится именно к уголовным делам, а не конфликтам).
  • У несовершеннолетнего правонарушителя почти всегда есть родители и близкие, которые  его любят  и надеются, что он сможет побороть себя и исправить совершенное зло, не пойти дальше «по кривой дорожке».  Даже «трудные» родители почти никогда не хотят преступной карьеры своим детям,  и наоборот – стремятся,  чтобы  он стал  в жизни хорошим человеком (пусть им не удается в детях это воспитать). Важно поддержать  родных и близких в этом и помочь состоятся их родительским  надеждам.