Восстановительный подход в работе социального педагога
Социальному педагогу
Раздел в разработке
Цель социальной педагогики — интеграция воспитательных сил общества для повышения культурного уровня народа.
Пауль Наторп «Социальная педагогика«.
То есть, школа. семья, подростковый клуб или кружок сами по себе для кого-то из детей являются воспитательными силами, а для кого-то нет. Их надо еще превратить в воспитательные силы для конкретного ребенка (например, помочь наладить контакт ребенка и взрослых), а также помочь объединить им усилия. Ведь нередко воспитательные подходы в школе, в семье, в клубе и в подростковом сообществе сильно разнятся.
Культурный уровень включает умение решать сложные противоречивые ситуации между людьми. Если педагоги и другие взрослые в своих конфликтах не владеют способностью договариваться, а опираются только на угрозы наказанием, то именно эта модель реагирования передается подрастающему поколению.
Восстановительные программы позволяют активизировать и объединить воспитательные силы семьи, школы, ровесников, специалистов, а также продемонстрировать культурные нормы, позволяющие решать трудные жизненные ситуации детей и подростков. То есть восстановительные программы являются одним из важнейших инструментов социального педагога.
«Социализация – это коммуникативный процесс. Каждый человек постепенно вырабатывает способность участвовать в организованных группах. Попытки участия непрерывно корректируются, пока он не научится предвидеть реакции других людей и приспосабливаться к ним.»
Тамотсу Шибутани «Социальная психология»
Значит, для социализации нужно пространство для коммуникации в организованных группах. И оно должно быть безопасным. Кроме желания договариваться нужно еще и умение договариваться. Я считаю 21 век- веком коммуникации не потому, что у человечества появились интернет, сотовая связь и друге технические средства, а потому что люди становятся способны решать сложные конфликтные ситуации не силой, а через коммуникацию и переговоры достигать взаимопонимания и соглашения.
Антон Коновалов.
Восстановительные программы учат людей участвовать в сложной коммуникации, вырабатывать нормы поведения, а также формировать нормы самой коммуникации, понимать ситуацию до применения административных ил силовых воздействий на «противника». И с этой точки зрения способствуют социализации детей и подростков.