Восстановительный подход в административном контексте
Повышение эффективности образовательных организаций на основе восстановительного подхода
Из практической работы Городской службы примирения Москвы по запросам образовательных организаций в 2015-2017 годах видна эффективность восстановительного подхода как совместная специально организованная деятельность администрации школы, педагогов, учащихся и их родителей, направленная на взаимное уважение, разделение ответственности и поддержки, чувство справедливости и доверия во взаимоотношениях.
Образовательный процесс реализует администрация, педагогические работники – педагоги и специалисты (последние, как правило, собраны в службу), родители и важно охватить их всех, организовав работу с участниками образовательного процесса по следующим направлениям:
- Организационное развитие педагогической команды на основе восстановительного подхода.
Многие директора образовательных организаций сталкиваются с апатией, безответственностью, а иногда и противодействием внутри своей педагогической команды. Отметим, что все организации (и школы в том числе) проходят через определенные стадии организационного развития, что требует разного подхода к управлению. Более того, в образовательных комплексах разные команды (подразделения) могут находиться на разных стадиях оргразвития, что вызывает множество противоречий. Восстановительный подход помогает педколлективу лучше осознать происходящее, договориться о сотрудничестве, выстроить совместные цели и распределить ответственность за их достижение.
- Повышение эффективности работы социально-психологической службы образовательной организации.
В практике своей работы со школами мы часто сталкивались с тем, что в сложной ситуации специалисты социально-психологической службы не удерживают профессиональные позиции и границы (а порой и не знают их). Поэтому необходимы: анализ стоящих перед социально-психологической службой задач и границ деятельности, уточнение и обработка запроса руководителя, налаживание внутреннего взаимодействия специалистов службы, использование службой восстановительного подхода в работе, повышение квалификации специалистов по определенным направлениям и так далее.
- Повышение эффективности педагогов и классных руководителей в управляемости классом.
«Уважительная дисциплина» — это когда вместо требований о выполнении школьных правил, ученики осознают последствия своего поведения для других значимых для них людей, и педагоги не «склеивают» поведение ученика и его личность, а используют восстановительный подход при реагировании на поведение учеников. То есть когда ответственность и поддержка сбалансированы между педагогами и учениками, что способствует чувству справедливости у его участников. Следовательно, программа помогает по-другому взглянуть на взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей – как на индивидуальные последствия действий для разных людей – и выстраивать доверительные отношения в классе, которые способствуют мотивации учащихся, их самоорганизации и уважительной взаимной дисциплине, и профессиональной удовлетворенности педагогов.
- Повышение родительской ответственности и участия в жизни класса.
Обучение специалистов и педагогов школ проведению восстановительной программы «Круг сообщества» помогает повысить включенность родителей в образовательный процесс, жизнь класса, поддержать своих детей для их успешности в школе. Данная программа способствует профилактике конфликтов в классе и созданию дружественной атмосферы.
Помимо перечисленного, остается деятельность по урегулированию конфликтов между участниками образовательных отношений. В образовательной организации решение конфликта означает как минимум восстановление работоспособности его участников, а максимум – возможность на примере конкретной ситуации сделать шаг в развитии образовательной среды, где конфликт часто является «болевой точкой», указывающей на проблему. Восстановительный подход представляет такой процесс решения конфликтных и напряженных ситуаций, который максимально способствует взаимопониманию, заглаживанию вреда, ответственному поведению, исцелению жертвы и снижению виктимности, осознанию последствий свих действий, помощи близких и уважаемых людей в решении ситуации.
Эффективная программа развития образовательного пространства школы на основе восстановительного подхода должна предусматривать включение всех членов педагогического коллектива, их поэтапное обучение восстановительным практикам, работу в мини-группах, сопровождение, супервизию, обратную связь и так далее.
Восстановительный подход исходит из того, что нет плохих людей, но бывают поступки, которые причиняют боль и вред другим людям, что порождает ответственность по исправлению причиненного вреда и принятию усилий по недопущению повторения подобного в будущем. И легче сделать этот шаг не в состоянии внешнего давления, а в доверительно безопасной ситуации и при поддержке значимых людей.
Восстановительный подход также предполагает иной взгляд на наказание, понимание ценностей и потребностей, стоящих за внешним проявлением поведения, воссоединяющее (не клеймящее) стыжение, активизацию близких значимых людей, умение управлять напряженной коммуникацией, возвращение группе ощущения способности самим решить ситуацию и так далее.
Галерея восстановительных практик включает: восстановительные реакции на поведение, восстановительные вопросы, элементы коучинга, программу примирения, программу по заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда, круги сообщества, школьно-семейный совет и другие восстановительные программы.
Школьные службы примирения администраторам как элемент процесса воспитания.
Изменение реагирования администрации школы на конфликты и правонарушения, включение восстановительных принципов в воспитательную систему школы. Использование восстановительного подхода на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, советах профилактики, в методических объединениях и так далее.
-
Воспитательные функции службы примирения. Коновалов Антон, 2010 Скачать
- Восстановительное правосудие в повседневной жизни. Вочтел Тэд Скачать
-
Учебник ученического самоуправления. Рогаткин Денис Скачать.
-
Развитие восстановительной культуры школы. Кронин-Лэмп. Скачать.
-
Финская программа «Воспитание ответственности» часть 1. Скачать.
-
Финская программа «Воспитание ответственности» часть 2. Скачать.
Некоторые темы семинаров с педагогами и классными руководителями
по программе «Доброжелательная школа» (заказать обучение).
- Различение человека и проблемы: «проблема не есть человек, человек не есть проблема». Принятие человека и неприятие его негативного поступка. Как не привыкнуть «искать виноватого».
- Стыд как основа формирования совести. Стыд клеймящий или стыд воссоединяющий. Внушение чувства стыда значимыми для человека людьми.
- Воспитание и послушание: различие дисциплинарного и воспитательного процессов. Организация воспитательного процесса на реальных конфликтных ситуациях.
- Актуализация нравственных ценностей со стороны уважаемых и значимых людей. Роль поддерживающего сообщества в удержании ценностей. Отличие экспертного подхода — от опоры на сообщество.
- Психологический ранг и чувство «быть вправе…». Формирование образа врага. Процесс дегуманизации и обратный процесс — человечности в отношениях.
- Стадии развития подростковой группы. Понятие коллектива и процесс его формирования. Процесс передачи ответственности от взрослых к членам команды.
Подробнее о создании школьной службы примирения можно посмотреть здесь: —>>>
Принципы и технология восстановительной медиации подробнее здесь —>>>
О восстановительных программах и концепции восстановительного правосудия здесь — >>>
Об обучении специалистов восстановительной медиации — >>>
Медиация ровесников и работа с юными медиаторами —>>>