школе

…а также образовательным комплексам, методическим центрам, центрам ПМСС,  частным школам, детским домам  и т. д.

Стрелка
Настоящие службы примирения. 
Мы знаем, как  их создавать!

В России с 2000 года развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на  решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2001 года в школе № 464 города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России (уже реализации, а начало разработки 2000 год).

В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».

В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017».

В 2015 году МИНОБРНАУКИ направил в регионы «Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях«

Подробные данные мониторинга деятельности школьных служб примирения можно скачать в разделе «мониторинг и исследования» .


1. Чем восстановительный подход помогает школе?

Многие директора, администраторы и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда они не могут донести свою позицию до учеников, их родителей,  а также и сами не понимают, что хотят родители и педагоги (и почему они себя ведут «странно» и реагируют «неадекватно»). Мы встречались с мнением, что в школе не должно быть дискуссий и все должны только подчиняться распорядку, педагогам и  администрации, которым нужны все более жесткие дисциплинарные методы,  но нам такая позиция не близка.

Мы исходим из того, что в современном мире людям важно уметь договариваться по поводу их взаимодействия, и школа, в которой  встречаются несколько поколений, может им в этом помочь. Мы считаем что делать свой вклад в построение результативного образовательного процесса должны делать и педагоги, и администрация, и учащиеся и их родители.  И важно помочь  им действовать ответственно  и согласованно (особенно там, где взаимодействие было нарушено и возник конфликт).

Для налаживания конструктивного взаимодействия    школе нужен специалист школьной службы примирения (медиатор), который умеет складывать доверие, организовывать диалог в сложных ситуациях, поддерживать ответственное поведение и взаимное понимание людей (даже тех , кого захватили сильные эмоции и вражда).

Медиатор не ищет решение ЗА людей, и не НАВЯЗЫВАЕТ им свое решение, а умеет создать условия, чтобы они нашли его САМИ. И чтобы их решение было в русле восстановительных принципов (ценностей).

По сложившейся в России практике — позицию медиатора может освоить кто-то из работников школы (психолог, социальный педагог учитель), но позиция специалиста службы примирения (медиатора) отличается от других специалистов и обладает своими ресурсами. При этом он не теряет свои профессиональные навыки, а расширяет свои возможности для работы  с трудными ситуациями.  Анализируя  практику  ШСП в России мы видим, что опытный медиатор справляется с теми ситуациями, с которыми не удается справиться другим специалистам.

В целом служба примирения поддерживает восстановительную культуру взаимоотношений, которая направлена на создание безопасных и комфортных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, взаимной ответственности и поддержке, а в итоге — развитии активного сообщества в пространстве школы.

 


2. Смысл школьных служб примирения

Школьная служба примирения (ШСП) —  это прежде всего команда единомышленников (взрослых и детей), которая  решает возникшие в школе конфликты или противоречия через восстановительные программы, а также распространяет в школе восстановительную культуру.

Конечно, данная команда должна быть оформлена, чтобы люди понимали рамки своей работы. Но форма может быть разной: методическое объединение, клуб, подразделение в структуре, команда в рамках школьного самоуправления и пр. При этом мы рекомендуем, чтобы число отчетных бумаг в ШСП было минимальным (предлагаемый на примере Москвы пакет документов тут), а главным оставалось содержание работы и помощь школе.

Служба примирения создается добровольно. С одной стороны сложно обойтись без какого-либо административного ресурса, который создает условия, «подбадривает»  и рекомендует. Но если школа категорически против, либо в  школе нет человека, поддерживающего восстановительные принципы, то вынуждать такую школу создавать службу примирения бессмысленно и не нужно (пока не изменятся условия). Если же школа не категорически против создания службы примирения, то какую помощь служба примирения может оказать всем участникам образовательного процесса?

В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

Частые способы реагирования на конфликты в школе:

  • Административный (наказание или угроза наказанием)
  • Направление к психологу или социальному педагогу
  • «Стрелки» среди подростков
  • Замалчивание

В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники,  а кто-то за них.

В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и  в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют  силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (специалист службы примирения, медиатор), который  не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не  винит и не принуждает.  Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой  и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного  в будущем.

Специалист службы примирения (медиатор) организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон  и в их интересах и потому он предварительно встречается с  каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются  Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

 

Подписание-договора-300x197 +

Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.

Цель школьной службы примирения —   развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

Задачи службы примирения:

  • Ограничение  административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты с причинением вреда,  нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних,
  • Развитие восстановительных практик,  таких как «Восстановительная медиация», «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция» и т. д.
  • Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка  и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.
  • Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы  и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса

Структура службы примирения:

В активно действующую школьную службу примирения входит один или несколько взрослых кураторов (руководителей), а также  до 10 школьников-волонтеров (медиаторов-ровесников) старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками.

Все участники школьной службы примирения  отбираются и проходят обучение. Оно не такое длительное как например в профессии педагогов и психологов, но без обучения скорее всего вместо позиции медиатора специалисты будут реализовывать привычные подходы (психолог — психологический, юрист — юридический и тому подобное). Но для обучения важно подбирать тренеров, которые сами имеют практику восстановительных программ в школах.  Выбор тренера.

 


 2. Скачать рекомендуемые материалы для работы службы примирения в образовательной организации:

IMG_3818-300x225 +


3. Обучение  и поддержка

Чтобы пройти обучение  по восстановительной медиации и созданию служб примирения Вам и вашим сотрудникам — свяжитесь с нами для выбора подходящей программы и времени.  E-mail: Konovalov-A@yandex.ru

Подробнее о программах в разделе «обучение» и в меню «образовательные программы».

Для создания сети служб примирения в городе (регионе) обратитесь к  разделу «регионам» или  по указанным  на сайте контактам.

 


 

DIPLOMA

4. Правовое обоснование деятельности служб примирения (ШСП)

и восстановительных программ в школе

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, принятая Указом Президента РФ №761 01.06.2012, определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:
• …приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
• развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
• организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
• внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.; 

В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; (…) Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты»

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года  в качестве механизмов указывает «развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми»

а также:

«Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях»  разосланные письмом МИНОБРНАУКИ РФ №07-4317 от 18.12.2015

Подробный материал о  правовых вопросах можно скачать  ТУТ


 

 

HOLLY4

5. Примерный порядок создания и поддержки

школьной службы примирения (ШСП)

 

Этап

Содержание деятельности

(может реализовываться одновременно)

Исполнители

Партнеры

Итоговый

документ

1

Принятие администрацией школы решения о создании Школьной службы примирения, заключение договора

Директор

Координатор

ассоциации

Договор школы и координирующей организации

 Согласование с администрацией школы  и включение в должностную инструкцию сотрудника – руководителя службы обязанностей по организации работы и дальнейшей преемственности службы

 

Координатор

ассоциации

Обновленная должностная

 инструкция

2

Подписание приказа о создании службы.

Утверждение Положения о Школьной службе примирения в соответствии со стандартами восстановительной медиации

Директор, куратор

 

Приказ, утвержденное положение

Анализ информации о конфликтах и способах реагирования на конфликты (число конфликтов, число административных вмешательств, отношение педагогов  к конфликтам)

Куратор

Координатор

ассоциации

 

Мониторинг конфликтности в школе[1]

3

Отбор  школьников на участие в базовом семинаре.

Прохождение тренинга  1 МОДУЛЬ Восстановительная медиация и создание службы примирения.

Если сразу набор школьников — юных медиаторов,  то: Обучение медиаторов-ровесников (можно совместно с кураторами ШСП).

Куратор

       Координатор,

       ассоциация восстановительной медиации

Список детей.

Свидетельства о прохождении обучения

4

Создание клуба медиаторов и регулярные встречи детско-взрослой команды Школьной службы примирения

Куратор

Координатор

ассоциации

Список медиаторов, план занятий ШСП

5

Обсуждение  и формулирование командой службы примирения ценностей восстановительной медиации, которые служба собирается нести в свою школу

Куратор

 

Список ценностей

(возможно, на плакате)

6

Информационные сообщения (Презентация ШСП) для получения  одобрения и поддержки  педагогического коллектива (классных руководителей)

Куратор

Возможна  помощь координатора

 

Информационные сообщения (презентации) для получения  одобрения и поддержки родителей, презентации для детей. 

Куратор

 

Информация от куратора координатору, м.б. фото

Информационные сообщения (презентации) для получения  одобрения и поддержки  учеников

Куратор, подростки

 

Информация от куратора координатору, м.б. фото

Выпуск информационного стенда, плаката или статьи в школьной газете о создании ШСП, на сайте школы

Куратор, подростки

 

Информация от куратора координатору

7

Определение администрацией школы, куратором и школьниками-медиаторами способов получения информации о конфликтах.

Директор, зам по УВР, куратор

 

Информация от куратора координатору

Доработка и принятие   документов (на основе типовых), регламентирующих работу службы  (примирительный договор, журнал регистрации, регистрационная карточка  и пр.)

Директор, зам по УВР, куратор

Координатор

ассоциации

Утвержденные в службе документы: регистрационные карточки, примирительные договоры и пр.

8

Работа службы по разрешению поступающих  конфликтных ситуаций в соответствии с порядком работы медиатора и Стандартами восстановительной медиации.  Ведение регистрационного журнала для дальнейшего мониторинга. Написание отчетов по форме.

Куратор и школьники-медиаторы

 

Отчеты о медиации

9

Проведение супервизий по проведенным программам, оценка соответствия проведенных программ  стандартам восстановительной медиации и порядку работы медиатора.

 

Координатор, ассоциация
восстановительной медиации

Свидетельство о прохождении супервизии

10

Обсуждение с администрацией и педагогами результатов работы службы, путей ее улучшения и влияния ШСП на школу

Куратор

Координатор, ассоциация
восстановительной медиации

 

11

Обобщение и анализ опыта. Заполнение мониторинга работы службы и «срезов» количества конфликтов  и способов реагирования на конфликты в школе.  Итоговая оценка эффективности деятельности  Школьной службы примирения

Куратор

Координатор, ассоциация восстановительной медиации

Отчеты медиаторов, таблица мониторинга, отчет куратора

12

Изучение куратором литературы  по восстановительной медиации и восстановительному правосудию.

Куратор

Ассоциация восстановительной медиации

Реферат или статья по теме

Прохождение тренинга

2 МОДУЛЬ  Решение групповых конфликтов: программа «Круг сообщества».

 

 

Ассоциация восстановительной медиации

Сертификат

Прохождение тренинга

3 МОДУЛЬ. «Мастерство медиатора», программа «Челночная медиация» и другие коммуникативные техники для работы с социальным пространством школы. 

 

Ассоциация восстановительной медиации

Сертификат

Связь с ассоциацией медиаторов  (взаимопомощь и обмен опытом, участие в совместных мероприятиях сообщества медиаторов)

Куратор, медиаторы

Координатор

ассоциации

Заявление о вступлении в ассоциацию, сертификаты об участии в конференциях

13

Включение элементов восстановительных практик в различные  воспитательные формы и мероприятия

Куратор, медиаторы

 

Описания результатов

14

Прохождение тренинга Восстановительный подход в образовательной организации. Руководство школьной службой примирения.

 

Ассоциация восстановительной медиации

Свидетельство о прохождении тренинга

15

Обучение новых медиаторов, а также школьников и педагогов школы восстановительной  коммуникации  и  восстановительным практикам

Куратор, медиаторы

Координатор

ассоциации

 


ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ

ШСП в процессе подготовки к созданию (длительность периода неопределенная, может быть, по нашему опыту, от недели до нескольких лет). Директор школы принял решение о создании ШСП. Идет процесс изучения вопроса, подготовки документов, определения куратора. Детей-волонтеров нет. Программы примирения (медиации и др.) не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП)

Создаваемая ШСП (примерная длительность периода от 1 до 6 месяцев). Директор школы принял решение о создании ШСП. Утверждено положение о ШСП, издан приказ о создании ШСП, определен куратор. Куратор находится в процессе обучения (самообучение, обучение на курсах и тренингах). Команда детей-волонтеров находится в процессе формирования и обучения. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Программы примирения (медиации и др.) проводятся в игровом обучающем режиме. Реальные программы примирения не проводятся. (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП)

Недавно созданная ШСП (примерная длительность периода от 1 до 6 месяцев). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Куратор обучен. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена (хотя бы минимально). Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Проведены первые программы примирения (медиации и др.) ‒ от 1 до 4 (вероятно, по легким случаям). Опыт работы задокументирован. Запланирована или проведена супервизия первых программ примирения (менее 4-х программ в год). (НЕ отражается в таблице количественного мониторинга ШСП)

Нормально работающая(активная) ШСП (длительность периода неопределенная, в среднем 3 и более лет, максимальный период на практике более 10 лет). Все необходимые документы о ШСП в наличии. Все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители) проинформированы о работе ШСП. Куратор обучен и прошел несколько супервизий, семинаров/тренингов по повышению квалификации и обмену опытом. Сведения о конфликтах поступают в ШСП. Команда детей-волонтеров сформирована и обучена. Куратор и команда детей-волонтеров организуют и принимают участие в мероприятиях информационно-просветительского характера (фестивалях, конференциях, форумах и др.). Налажен процесс обновления команды детей-волонтеров. Опыт работы систематически документируется. Куратор  и дети-волонтеры анализируют работу ШСП, составляют отчеты, участвуют в мониторинге, передают опыт, они включены в сетевое взаимодействие сообщества специалистов и волонтеров восстановительных практик. Программы примирения (медиации и др.) проводятся систематически (как по легким, так и по более сложным случаям) от 4-х  и более программ в год в соответствии  с  пунктом 3.1.1 «Методических рекомендаций по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях».   (Включается в таблицу количественного мониторинга ШСП)

Профессионально работающая ШСП. То же, что в п. 4, а также: куратор (один или с участием детей-волонтеров) проводит программы примирения (медиации и др.)  по сложным случаям, включая конфликты с участием взрослых (семейных, учительских и др.), по уголовным делам (отказным материалам и реальным). Куратор включен в работу совета профилактики, взаимодействует с КДН и ПДН, судами и другими органами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних. Куратор организует после программ примирения дальнейшую помощь жертвам и правонарушителям.  Куратор обобщает и передает свой опыт коллегам, помогает кураторам вновь создаваемых ШСП, он включен в сетевое взаимодействие сообщества специалистов восстановительных практик, как правило, как координатор, супервизор, преподаватель и эксперт. (Проводит более 4-х программ в год). (Включается в таблицу количественного мониторинга ШСП).