Региону

администрации (правительству) региона и региональным командам (ассоциациям) медиаторов.

Стрелка

 

1. Создание сети служб примирения на уровне города/региона/субъекта Федерации.

Школьные службы примирения (ШСП) уже существуют во многих регионах: Архангельская область, Волгоградская область, Вологодская область, Кировская область, Красноярский край, Москва, Пермский край, Республика Дагестан, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Самарская область, Сахалинская область, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Чувашия и других  (см. мониторинг школьных служб примирения и сравнительные показатели ШСП по регионам).

Первые школьные службы примирения  в России созданы в 2002 году.  С тех пор  школьные службы примирения развивались как разработанная  в  России образовательно-воспитательная технология на основе восстановительного подхода (восстановительной медиации). Мы проводим ежегодный семинар и издаем материалы по Российским  традиционным практикам урегулирования конфликтов. (см. сборник_материалов).

Также мы помогаем создавать территориальные службы примирения, работающие по делам из судов, КДНиЗП, а также поддерживающие школьные службы примирения на своей территории. Чаще они создаются на базе центров системы образования, но существуют разные варианты.

При проектировании служб примирения мы учитываем региональный опыт, обсуждаем проект служб примирения  вместе со специалистами и заинтересованными представителями администрации.

Мы инициируем и поддерживаем создание в регионах команд заинтересованных специалистов  (например в форме Ассоциаций восстановительной медиации), которые будут поддерживать данную практику на региональном уровне.  (информация о некоторых из Ассоциаций медиаторов  размещена здесь).

Чаще всего в развитии школьных служб примирения заинтересованы органы образования, а также КДНиЗП, но в некоторых  регионах поддержка исходит и из других структур.

01 июня 2012 года Указом Президента РФ №761 была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, которая определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:

  • …приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
  • развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
  • организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;

Таким образом, в России по нашей  методике создано около  тысячи школьных служб примирения, взаимодействующих как сеть служб примирения с «горизонтальными» связями.

Сеть служб примирения

* Описание форм организации и поддержки школьных служб примирения  на примере нескольких  регионов.  Скачать сборник.

Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство. Скачать сборник.


2. Примерные элементы регионального проекта развития школьных служб примирения и дружественного детям правосудия:

  • Связь с Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, удержание концепции и  стандартов восстановительного подхода (восстановительного правосудия),  принципов и этапов работы  ведущего восстановительных программ (медиатора).
  • Наличие в региональных органах власти одного или нескольких человек, поддерживающих концепцию и практику восстановительного подхода (восстановительного правосудия).
  • Организация взаимодействия служб примирения с КДНиЗП и судами (по делам несовершеннолетних), в частности — передача случаев на программы восстановительного правосудия и учет результатов успешных программ при вынесении решения по делу или приговора.
  • Согласованная региональная стратегия поддержки и развития служб примирения.
  • Наличие программ повышения квалификации и методической поддержки для специалистов служб примирения, где преподаватели и методисты —  практикующие специалисты служб примирения, прошедшие подготовку в восстановительной модели медиации.
  • Издание методических пособий и описаний регионального опыта, проведение тематических конференций,  сбор количественного и качественного мониторинга.
  • Информационное обеспечение (взаимодействие со СМИ).
  • Разработка, апробация и утверждение  региональных документов по организации служб примирения и их взаимодействия с другими организациями (региональной модели сети служб примирения).

На основе этого формируется региональная модель развития школьных служб примирения (ШСП) и дружественного детям правосудия, учитывающей особенности региона.

 

 Региональные документы по организации служб примирения

—>>> перейти

***

Функции региональных координаторов в рамках деятельности сети Всероссийской ассоциации восстановительной медиации (статья).


READBRDR 2

Хотите создать службы примирения? Мы знаем как это делается!

 Ищем партнеров в регионах по организации образовательных программ.

При заказе полной учебной программы — скидки.


 3. Рекомендуемые материалы:

  1. Коновалов А.Ю. «Методические рекомендации по созданию школьных служб примирения.» Скачать.

  2. «МОНИТОРИНГ школьных служб примирения 2013». Скачать.

  3. «Мониторинг  школьных служб примирения  Россия и Москва 2012». Скачать.

  4. «Правовая основа деятельности служб примирения». Скачать.

  5. «Стандарты восстановительной медиации». Скачать.

Комментарии к тексту «Рекомендаций_по_организации_служб школьной медиации в образовательных организациях», разосланных МИНОБРНАУКИ РФ

Основа для региональных Рекомендаций по организации школьных служб примирения (проект).

Сейчас региональные «Рекомендации» разработаны в  нескольких регионах.

Цветок +


 

4. Возможные варианты финансирования проектов по службам примирения

Все перечисленные ниже организации финансировали проекты по восстановительным практикам и/или службам примирения.

Конкурс для НКО и муниципальных учреждений — в том числе на «развитие служб примирения для снижения проявлений агрессивности в среде несовершеннолетних, эффективного урегулирования конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних».

Среди направлений деятельности фонда указаны  «применение восстановительных методов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.»    К участию в Конкурсе приглашаются муниципальные образования, государственные и муниципальные учреждения (казенные, бюджетные, автономные), российские некоммерческие организации и общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, социальной защиты, социального развития, образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе являющиеся ресурсными (учебно-методическими, научно-внедренческими, информационно-методическими) площадками.

  • «Президентские» гранты Общественной палаты для НКО.

Сайт    http://grants.oprf.ru

  • Региональные грантовые программы  (например, Комитет общественных связей г. Москвы и т.п.)

——————-


128