Региону

администрации (правительству) региона и региональным командам (ассоциациям) медиаторов.

Стрелка

 

1. Создание сети служб примирения на уровне города/региона/субъекта Федерации.

Школьные службы примирения (ШСП) в России созданы в 2000-2001 году  и действуют во многих регионах. Подробные данные начиная с 2009 года о действующих  в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации службах примирения размещены в разделе  «Мониторинг школьных служб примирения» .

В своей работе по поддержке создания сети служб примирения в регионах мы опираемся на следующие принципы:

  1. Понимание Российских традиционных способов урегулирования конфликтов — как исторически (например, крестьянские суды), так и сохранившиеся  в настоящее время  (традиции масляата, сельских сходов и т.д.). Конечно,  невозможно впрямую перенести  эти формы в современные условия (тем более в города), но мы понимаем важность этих культурных традиций и учитываем их при проведении восстановительных программ. Для их изучения мы  организовали ежегодный открытый семинар по Традиционным практикам примирения.
  2. Партнерство и сотрудничество  с региональными командами. Для нас важны добровольность создания служб примирения, поскольку деятельность  специалиста службы примирения (медиатора, ведущего) невозможна без   внутреннего принятия ценностей и философии восстановительного подхода.  Поэтому в регионах мы поддерживаем создание профессиональных команд специалистов служб примирения (обычно в форме региональных ассоциаций), которые удерживают ценностное  и практическое содержание деятельности. Также мы поддерживаем межрегиональную коммуникацию специалистов в форме ежегодной межрегиональной конференции и журнала «Вестник восстановительной юстиции» . При этом нам важен баланс с административно-управленческими структурами региона, которые  создают организационные условия деятельности. Мы видим большой ресурс в партнерстве профессионального сообщества и управленческой команды региона (в том числе  в разработке региональных стратегий, концепций и иных документов для развития восстановительного подхода в регионе).
  3. Практика проведения восстановительных программ.  Мы  в мониторинге учитываем только те службы примирения. которые  проводят восстановительные программы для решения конфликтных  (и иных проблемных) ситуаций.  Если служба создана только формально, «на бумаге»,  но не решает конфликты  посредством восстановительных программ — мы не можем считать такую службу действующей.  Мы публикуем описания российской практики восстановительных программ, их анализа и мониторинга.
  4. Сетевая форма взаимодействия служб,  в том числе  связка школьных и территориальных служб примирения в регионе. Взаимодействие служб примирения с КДНиЗП и государственными учреждениями.

Также мы помогаем создавать территориальные службы примирения, работающие по делам из судов, КДНиЗП, а также поддерживающие школьные службы примирения на своей территории. Чаще они создаются на базе центров системы образования, но существуют разные варианты.

Пример службы примирения системы образования города Москвы.

Чаще всего в развитии школьных служб примирения заинтересованы органы образования, а также КДНиЗП, но в некоторых  регионах поддержка исходит и из других структур.

Таким образом, в России по нашей  методике создано около  тысячи школьных служб примирения, взаимодействующих как сеть служб примирения с «горизонтальными» связями.

Курс по созданию школьных и территориальных служб примирения в регионе (выезд)


2. Правовые материалы

 

Список основных правовых документов ВП и ШСП 2019 со ссылками и комментариями (скачать).

 

Некоторые региональные документы

 


 3. «Восстановительные практики в России» — серия сборников Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа»


4. Примерные элементы регионального проекта развития школьных служб примирения и дружественного детям правосудия:

  • Партнерство с Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, удержание концепции и  стандартов восстановительного подхода (восстановительного правосудия),  принципов и этапов работы  ведущего восстановительных программ (медиатора).
  • Наличие в региональных органах власти одного или нескольких человек, поддерживающих концепцию и практику восстановительного подхода (восстановительного правосудия).
  • Организация взаимодействия служб примирения с КДНиЗП и судами (по делам несовершеннолетних), в частности — передача случаев на программы восстановительного правосудия и учет результатов успешных программ при вынесении решения по делу или приговора.
  • Согласованная региональная стратегия поддержки и развития служб примирения.
  • Наличие программ повышения квалификации и методической поддержки для специалистов служб примирения, где преподаватели и методисты —  практикующие специалисты служб примирения, прошедшие подготовку в восстановительной модели медиации.
  • Издание методических пособий и описаний регионального опыта, проведение тематических конференций,  сбор количественного и качественного мониторинга.
  • Информационное обеспечение (взаимодействие со СМИ).
  • Разработка, апробация и утверждение  региональных документов по организации служб примирения и их взаимодействия с другими организациями (региональной модели сети служб примирения).

На основе этого формируется региональная модель развития школьных служб примирения (ШСП) и дружественного детям правосудия, учитывающей особенности региона.

Функции региональных координаторов в рамках деятельности сети Всероссийской ассоциации восстановительной медиации (статья).


ПРЕДЛАГАЕМ:

  • Проектирование  сети служб примирения в регионе.  
  • Образовательные программы
  • Экспертизу  проектов и программ. 

Заказать   Выезжаем в регионы. Ищем партнеров в регионах по организации образовательных программ.

Цветок +


 

5. Возможные варианты финансирования проектов по службам примирения

Все перечисленные ниже организации финансировали проекты по восстановительным практикам и/или службам примирения.

Конкурс для НКО и муниципальных учреждений — в том числе на «развитие служб примирения для снижения проявлений агрессивности в среде несовершеннолетних, эффективного урегулирования конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних».

Среди направлений деятельности фонда указаны  «применение восстановительных методов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.»    К участию в Конкурсе приглашаются муниципальные образования, государственные и муниципальные учреждения (казенные, бюджетные, автономные), российские некоммерческие организации и общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, социальной защиты, социального развития, образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе являющиеся ресурсными (учебно-методическими, научно-внедренческими, информационно-методическими) площадками.

  • «Президентские» гранты Общественной палаты для НКО.

Сайт    http://grants.oprf.ru

 

  • Региональные грантовые программы  (например, Комитет общественных связей г. Москвы и т.п.)

 

По вопросам обращаться: Konovalov-A@yandex.ru