Региону

администрации (правительству) региона и региональным командам (ассоциациям) медиаторов.

Стрелка

 

1. Создание сети служб примирения на уровне города/региона/субъекта Федерации.

Школьные службы примирения (ШСП) уже существуют во многих регионах: Архангельская область, Волгоградская область, Вологодская область, Кировская область, Красноярский край, Москва, Пермский край, Республика Дагестан, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Самарская область, Сахалинская область, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Республика Чувашия и других  (см. мониторинг школьных служб примирения и сравнительные показатели ШСП по регионам).

Первые школьные службы примирения  в России созданы в 2002 году.  С тех пор  школьные службы примирения развивались как разработанная  в  России образовательно-воспитательная технология на основе восстановительного подхода (восстановительной медиации). Мы проводим ежегодный семинар и издаем материалы по Российским  традиционным практикам урегулирования конфликтов. (см. сборник_материалов).

Также мы помогаем создавать территориальные службы примирения, работающие по делам из судов, КДНиЗП, а также поддерживающие школьные службы примирения на своей территории. Чаще они создаются на базе центров системы образования, но существуют разные варианты.

При проектировании служб примирения мы учитываем региональный опыт, обсуждаем проект служб примирения  вместе со специалистами и заинтересованными представителями администрации.

Мы инициируем и поддерживаем создание в регионах команд заинтересованных специалистов  (например в форме Ассоциаций восстановительной медиации), которые будут поддерживать данную практику на региональном уровне.  (информация о некоторых из Ассоциаций медиаторов  размещена здесь).

Чаще всего в развитии школьных служб примирения заинтересованы органы образования, а также КДНиЗП, но в некоторых  регионах поддержка исходит и из других структур.

01 июня 2012 года Указом Президента РФ №761 была принята Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, которая определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:

  • …приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
  • развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
  • организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;

Таким образом, в России по нашей  методике создано около  тысячи школьных служб примирения, взаимодействующих как сеть служб примирения с «горизонтальными» связями.

Сеть служб примирения

* Описание форм организации и поддержки школьных служб примирения  на примере нескольких  регионов.  Скачать сборник.

Территориальные службы примирения: условия функционирования и организационное устройство. Скачать сборник.


2. Примерные элементы регионального проекта развития школьных служб примирения и дружественного детям правосудия:

  • Партнерство с Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, удержание концепции и  стандартов восстановительного подхода (восстановительного правосудия),  принципов и этапов работы  ведущего восстановительных программ (медиатора).
  • Наличие в региональных органах власти одного или нескольких человек, поддерживающих концепцию и практику восстановительного подхода (восстановительного правосудия).
  • Организация взаимодействия служб примирения с КДНиЗП и судами (по делам несовершеннолетних), в частности — передача случаев на программы восстановительного правосудия и учет результатов успешных программ при вынесении решения по делу или приговора.
  • Согласованная региональная стратегия поддержки и развития служб примирения.
  • Наличие программ повышения квалификации и методической поддержки для специалистов служб примирения, где преподаватели и методисты —  практикующие специалисты служб примирения, прошедшие подготовку в восстановительной модели медиации.
  • Издание методических пособий и описаний регионального опыта, проведение тематических конференций,  сбор количественного и качественного мониторинга.
  • Информационное обеспечение (взаимодействие со СМИ).
  • Разработка, апробация и утверждение  региональных документов по организации служб примирения и их взаимодействия с другими организациями (региональной модели сети служб примирения).

На основе этого формируется региональная модель развития школьных служб примирения (ШСП) и дружественного детям правосудия, учитывающей особенности региона.

Функции региональных координаторов в рамках деятельности сети Всероссийской ассоциации восстановительной медиации (статья).


ПРЕДЛАГАЕМ:

  • Проектирование  сети служб примирения в регионе.  
  • Образовательные программы
  • Экспертизу  проектов и программ. 

Заказать   Выезжаем в регионы. Ищем партнеров в регионах по организации образовательных программ.

Цветок +


3. Обзор мониторинга служб примирения в системе образования-2016

Мониторинг деятельности служб примирения в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации собирается с 2009 года. Цель мониторинга – отразить, что происходит в реальности с практикой школьных служб примирения, как формой реализации восстановительных принципов и программ. Мониторинг школьных служб примирения собирается с 2009 года. Мониторинг состоит из количественных данных, качественного описания проведенных программ (соответствия их принципам восстановительного подхода), организационных условий деятельности служб примирения и обратной связи от участников.

В 2016 году в Мониторинге приняли участие 27 территорий: Алтайский край, Архангельская область, Волгоградская область, Вологодская область, Калининградская область, Кемеровская область, Костромская область, Красноярский край, Москва, Липецкая область, Новосибирская область, Пермский край, Республика Дагестан, Ростовская область, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Республика Чувашия, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Ставропольский край, Томская область, Тульская область, ХМАО–Югра, Чувашская республика.

По результатам Мониторинга-2016 зафиксировано 852 действующих школьных служб примирения. Действующей считается школьная служба примирения, которая проводит не менее четырех восстановительных программ в год. Из них в 642 медиаторами работают взрослые и учащиеся (75%), а также в 210 — только взрослые (специалисты, педагоги и т.п.)

Взрослых медиаторов 1531 человек, 3278 обученных медиаторов-школьников («медиаторов- ровесников», «юных медиаторов»), которые провели как минимум одну восстановительную программу и 4139 взрослых и несовершеннолетних, которые входят в службу примирения и поддерживают ее деятельность, но не проводят медиации либо другие восстановительные программы. То есть в среднем в школьных службах примирения по двое взрослых медиаторов, по 5 медиаторов-ровесников (в тех, где они есть), и по 6-7 помогающих в работе службы школьников.

В общеобразовательной организации действуют 827 служб примирения (97%), восемь работают в профессиональных ОО, три в дошкольных и три в специальных образовательных организациях для детей с особыми образовательными потребностями.

В 2016 календарном году школьными службами примирения было получено 5789 заявок/обращений. Из них 2092 заявки получено от сотрудников образовательной организации, 143 заявки из ПДН, 200 заявок из КДНиЗП, 2354 обращений непосредственно от участников ситуации (родителей, друзей, одноклассников) и 1014 из других источников. Больше всего заявок поступает от самих участников ситуации (40%), на втором месте – переданные от работников образовательной организации (36%).

По поступившим заявкам проведено 5471 восстановительная программа, в том числе 4011 восстановительных медиаций (программ примирения), 179 «Школьных конференций», 444 «Круга поддержки сообщества», 587 восстановительных профилактических программ, и еще 244 программы помимо перечисленных. 160 ситуаций решалось совместно с территориальной службой примирения. Отношение числа принятых заявок  к числу проведенных программ в школьных службах составляет 94,5%

Всего в восстановительных программах участвовали (не считая медиаторов-ведущих) 20077 человек, из них 5260 взрослых (26%), и 14835 несовершеннолетних (74%).

Также с конфликтами в образовательных учреждениях работают 42 территориальных службы примирения, то есть 40% от общего числа ТСП. В 2016 году они получали заявки из 327 школ, шести дошкольных ОО, трех колледжей, трех детских домов, пяти органов управления образованием, трех уполномоченных и пр.

Из указанных источников в территориальные службы примирения поступило 702 обращения, в том числе 601 из школ, 29 из органов управления образованием, 26 обращений граждан, и из иных. По ним проведено 684 восстановительных программ, в том числе 207 медиаций, 408 Кругов сообщества, 367 по многоуровневым конфликтам (которые вышли за пределы школы)с участием родителей и администрации.

В данных программах участвовало (помимо указанных в школьных службах примирения) 10819 человек (4982 взрослых и 5837 несовершеннолетних).

С качественным анализом описаний проведенных программ, анкет обратной связи, описания организационного устройства служб примирения можно познакомиться в журнале «Вестник восстановительной юстиции» на сайте www.sprc.ru и www.8-926-145-87-01.ru/метод/мониторинг-и-исследования


4. Возможные варианты финансирования проектов по службам примирения

Все перечисленные ниже организации финансировали проекты по восстановительным практикам и/или службам примирения.

Конкурс для НКО и муниципальных учреждений — в том числе на «развитие служб примирения для снижения проявлений агрессивности в среде несовершеннолетних, эффективного урегулирования конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних».

Среди направлений деятельности фонда указаны  «применение восстановительных методов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.»    К участию в Конкурсе приглашаются муниципальные образования, государственные и муниципальные учреждения (казенные, бюджетные, автономные), российские некоммерческие организации и общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, социальной защиты, социального развития, образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе являющиеся ресурсными (учебно-методическими, научно-внедренческими, информационно-методическими) площадками.

  • «Президентские» гранты Общественной палаты для НКО.

Сайт    http://grants.oprf.ru

  • Региональные грантовые программы  (например, Комитет общественных связей г. Москвы и т.п.)

——————-


128