Региону

администрации (правительству) региона и региональным командам (ассоциациям) медиаторов.

Стрелка

 

1. Создание сети служб примирения на уровне города/региона/субъекта Федерации.

Школьные службы примирения (ШСП) в России созданы в 2000-2001 году  и действуют во многих регионах. Подробные данные начиная с 2009 года о действующих  в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации службах примирения размещены в разделе  «Мониторинг школьных служб примирения» .

В своей работе по поддержке создания сети служб примирения в регионах мы опираемся на следующие принципы:

  1. Понимание Российских традиционных способов урегулирования конфликтов — как исторически (например, крестьянские суды), так и сохранившиеся  в настоящее время  (традиции масляата, сельских сходов и т.д.). Конечно,  невозможно впрямую перенести  эти формы в современные условия (тем более в города), но мы понимаем важность этих культурных традиций и учитываем их при проведении восстановительных программ. Для их изучения мы  организовали ежегодный открытый семинар по Традиционным практикам примирения.
  2. Партнерство и сотрудничество  с региональными командами. Для нас важны добровольность создания служб примирения, поскольку деятельность  специалиста службы примирения (медиатора, ведущего) невозможна без   внутреннего принятия ценностей и философии восстановительного подхода.  Поэтому в регионах мы поддерживаем создание профессиональных команд специалистов служб примирения (обычно в форме региональных ассоциаций), которые удерживают ценностное  и практическое содержание деятельности. Также мы поддерживаем межрегиональную коммуникацию специалистов в форме ежегодной межрегиональной конференции и журнала «Вестник восстановительной юстиции» . При этом нам важен баланс с административно-управленческими структурами региона, которые  создают организационные условия деятельности. Мы видим большой ресурс в партнерстве профессионального сообщества и управленческой команды региона (в том числе  в разработке региональных стратегий, концепций и иных документов для развития восстановительного подхода в регионе).
  3. Практика проведения восстановительных программ.  Мы  в мониторинге учитываем только те службы примирения. которые  проводят восстановительные программы для решения конфликтных  (и иных проблемных) ситуаций.  Если служба создана только формально, «на бумаге»,  но не решает конфликты  посредством восстановительных программ — мы не можем считать такую службу действующей.  Мы публикуем описания российской практики восстановительных программ, их анализа и мониторинга.
  4. Сетевая форма взаимодействия служб,  в том числе  связка школьных и территориальных служб примирения в регионе. Взаимодействие служб примирения с КДНиЗП и государственными учреждениями.

Также мы помогаем создавать территориальные службы примирения, работающие по делам из судов, КДНиЗП, а также поддерживающие школьные службы примирения на своей территории. Чаще они создаются на базе центров системы образования, но существуют разные варианты.

Пример службы примирения системы образования города Москвы.

Чаще всего в развитии школьных служб примирения заинтересованы органы образования, а также КДНиЗП, но в некоторых  регионах поддержка исходит и из других структур.

Таким образом, в России по нашей  методике создано около  тысячи школьных служб примирения, взаимодействующих как сеть служб примирения с «горизонтальными» связями.

Курс по созданию школьных и территориальных служб примирения в регионе (выезд)


2.  «Восстановительные практики в России» — серия сборников Межрегионального общественного Центра «Судебно-правовая реформа«


3. Правовые материалы

«Методические рекомендации по созданию и развитию служб примирения в образовательных организациях»  разосланные письмом МИНОБРНАУКИ РФ №07-4317 от 18.12.2015 (весь текст),

Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы, принятая Указом Президента РФ №761 01.06.2012, определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения. Сейчас идет разработка продолжения Национальной стратегии действий («Десятилетие детства»)   Также материалы  в методической библиотеке Мониторинга «Национальной стратегии действий…»

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.; а также что «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности (…)  психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения»

В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; (…) Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты».

Профессиональный стандарт педагога, утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».

Профессиональный стандарт педагога-психолога, фиксирует такую трудовую функцию, как  «оказание психолого
— педагогической помощи лицам (…) испытывающим трудности в (…) развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве механизмов указывает «развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми»

Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года»  указывает, что «Развитие единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает (…) обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях.» Одна из задач Концепции —  «Совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы
с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного
подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации»

Методические рекомендации по внедрению восстановительных технологий (в том числе медиации) в воспитательную деятельность образовательных организаций, разосланные письмом  МИНОБРНАУКИ РФ №07-7657 от 26. 12.2017

 

Некоторые региональные документы

 


4. Примерные элементы регионального проекта развития школьных служб примирения и дружественного детям правосудия:

  • Партнерство с Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, удержание концепции и  стандартов восстановительного подхода (восстановительного правосудия),  принципов и этапов работы  ведущего восстановительных программ (медиатора).
  • Наличие в региональных органах власти одного или нескольких человек, поддерживающих концепцию и практику восстановительного подхода (восстановительного правосудия).
  • Организация взаимодействия служб примирения с КДНиЗП и судами (по делам несовершеннолетних), в частности — передача случаев на программы восстановительного правосудия и учет результатов успешных программ при вынесении решения по делу или приговора.
  • Согласованная региональная стратегия поддержки и развития служб примирения.
  • Наличие программ повышения квалификации и методической поддержки для специалистов служб примирения, где преподаватели и методисты —  практикующие специалисты служб примирения, прошедшие подготовку в восстановительной модели медиации.
  • Издание методических пособий и описаний регионального опыта, проведение тематических конференций,  сбор количественного и качественного мониторинга.
  • Информационное обеспечение (взаимодействие со СМИ).
  • Разработка, апробация и утверждение  региональных документов по организации служб примирения и их взаимодействия с другими организациями (региональной модели сети служб примирения).

На основе этого формируется региональная модель развития школьных служб примирения (ШСП) и дружественного детям правосудия, учитывающей особенности региона.

Функции региональных координаторов в рамках деятельности сети Всероссийской ассоциации восстановительной медиации (статья).


ПРЕДЛАГАЕМ:

  • Проектирование  сети служб примирения в регионе.  
  • Образовательные программы
  • Экспертизу  проектов и программ. 

Заказать   Выезжаем в регионы. Ищем партнеров в регионах по организации образовательных программ.

Цветок +


5. Обзор мониторинга служб примирения в системе образования-2016

Мониторинг деятельности служб примирения в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации собирается с 2009 года. Цель мониторинга – отразить, что происходит в реальности с практикой школьных служб примирения, как формой реализации восстановительных принципов и программ. Мониторинг школьных служб примирения собирается с 2009 года. Мониторинг состоит из количественных данных, качественного описания проведенных программ (соответствия их принципам восстановительного подхода), организационных условий деятельности служб примирения и обратной связи от участников.

В 2016 году в Мониторинге приняли участие 27 территорий: Алтайский край, Архангельская область, Волгоградская область, Вологодская область, Калининградская область, Кемеровская область, Костромская область, Красноярский край, Москва, Липецкая область, Новосибирская область, Пермский край, Республика Дагестан, Ростовская область, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Республика Чувашия, Самарская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Ставропольский край, Томская область, Тульская область, ХМАО–Югра, Чувашская республика.

По результатам Мониторинга-2016 зафиксировано 852 действующих школьных служб примирения. Действующей считается школьная служба примирения, которая проводит не менее четырех восстановительных программ в год. Из них в 642 медиаторами работают взрослые и учащиеся (75%), а также в 210 — только взрослые (специалисты, педагоги и т.п.)

Взрослых медиаторов 1531 человек, 3278 обученных медиаторов-школьников («медиаторов- ровесников», «юных медиаторов»), которые провели как минимум одну восстановительную программу и 4139 взрослых и несовершеннолетних, которые входят в службу примирения и поддерживают ее деятельность, но не проводят медиации либо другие восстановительные программы. То есть в среднем в школьных службах примирения по двое взрослых медиаторов, по 5 медиаторов-ровесников (в тех, где они есть), и по 6-7 помогающих в работе службы школьников.

В общеобразовательной организации действуют 827 служб примирения (97%), восемь работают в профессиональных ОО, три в дошкольных и три в специальных образовательных организациях для детей с особыми образовательными потребностями.

В 2016 календарном году школьными службами примирения было получено 5789 заявок/обращений. Из них 2092 заявки получено от сотрудников образовательной организации, 143 заявки из ПДН, 200 заявок из КДНиЗП, 2354 обращений непосредственно от участников ситуации (родителей, друзей, одноклассников) и 1014 из других источников. Больше всего заявок поступает от самих участников ситуации (40%), на втором месте – переданные от работников образовательной организации (36%).

По поступившим заявкам проведено 5471 восстановительная программа, в том числе 4011 восстановительных медиаций (программ примирения), 179 «Школьных конференций», 444 «Круга поддержки сообщества», 587 восстановительных профилактических программ, и еще 244 программы помимо перечисленных. 160 ситуаций решалось совместно с территориальной службой примирения. Отношение числа принятых заявок  к числу проведенных программ в школьных службах составляет 94,5%

Всего в восстановительных программах участвовали (не считая медиаторов-ведущих) 20077 человек, из них 5260 взрослых (26%), и 14835 несовершеннолетних (74%).

Также с конфликтами в образовательных учреждениях работают 42 территориальных службы примирения, то есть 40% от общего числа ТСП. В 2016 году они получали заявки из 327 школ, шести дошкольных ОО, трех колледжей, трех детских домов, пяти органов управления образованием, трех уполномоченных и пр.

Из указанных источников в территориальные службы примирения поступило 702 обращения, в том числе 601 из школ, 29 из органов управления образованием, 26 обращений граждан, и из иных. По ним проведено 684 восстановительных программ, в том числе 207 медиаций, 408 Кругов сообщества, 367 по многоуровневым конфликтам (которые вышли за пределы школы)с участием родителей и администрации.

В данных программах участвовало (помимо указанных в школьных службах примирения) 10819 человек (4982 взрослых и 5837 несовершеннолетних).

С качественным анализом описаний проведенных программ, анкет обратной связи, описания организационного устройства служб примирения можно познакомиться в журнале «Вестник восстановительной юстиции» на сайте www.sprc.ru и www.8-926-145-87-01.ru/метод/мониторинг-и-исследования


6. Возможные варианты финансирования проектов по службам примирения

Все перечисленные ниже организации финансировали проекты по восстановительным практикам и/или службам примирения.

Конкурс для НКО и муниципальных учреждений — в том числе на «развитие служб примирения для снижения проявлений агрессивности в среде несовершеннолетних, эффективного урегулирования конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних».

Среди направлений деятельности фонда указаны  «применение восстановительных методов отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.»    К участию в Конкурсе приглашаются муниципальные образования, государственные и муниципальные учреждения (казенные, бюджетные, автономные), российские некоммерческие организации и общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере здравоохранения, социальной защиты, социального развития, образования, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в том числе являющиеся ресурсными (учебно-методическими, научно-внедренческими, информационно-методическими) площадками.

  • «Президентские» гранты Общественной палаты для НКО.

Сайт    http://grants.oprf.ru

 

  • Региональные грантовые программы  (например, Комитет общественных связей г. Москвы и т.п.)


По вопросам обращаться: Konovalov-A@yandex.ru

 

128