Возможные риски медиации
Сейчас активно развивается медиация, и в некоторых статьях представляется как будто медиация чуть ли не идеальный метод, а если люди отказываются, то они просто не понимают своей выгоды и надо больше рекламировать медиацию. На мой взгляд не все так однозначно, и за отказом людей от участия в медиации могут стоять вполне обоснованные опасения.
То есть, участие в медиации может нести для сторон риски, которые надо понимать. Медиатор может эти риски минимизировать, но полностью исключить их вряд ли возможно. Это не значит, что они обязательно произойдут и вероятность их мала, но я привожу их здесь, чтобы стали понятнее возможные причины отказа людей от медиации.
1. Нарушение конфиденциальности. Медиатор может гарантировать что он будет сохранять произошедшее конфиденциально и предупредить об этом стороны, но гарантировать что противоположная сторона ничего не расскажет другим невозможно. Тем более если речь идет о несовершеннолетних, которым нельзя запретить рассказать обо всем своим родителям (законным представителям), а те могут поделиться с другими родителями и т. д.
2. Встречаться с человеком, которого считаешь врагам или находишься в ссоре — людям неприятно. Могут быть агрессия, оскорбления и пр. Конечно медиатор следит за правилами вплоть до прекращения встречи, но «слово не воробей», и высказанное оскорбление может «выскочить» нечаянно или намеренно. И риск эскалации конфликта и психологической травмы существует.
3. Договор медиации выполняется на добровольной основе самими участниками, и если нет «доброй воли», то придется заново обращаться в суд, администрацию школы или применять другие способы, однако время уже потеряно.
4. Не исключено использование процедуры медиации одной стороной (или обеими) для манипуляции другой стороной. сбора информации о другой стороне с целью усилить свою позицию в суде, согласие на медиацию ради получения документа, что медиация пройдена и оказалась бесперспективной и пр. Вплоть до скрытой записи участниками процесса медиации (в гражданской медиации стороны подписывают договор о конфиденциальности, но при медиации школьных конфликтов нельзя такого исключить).
5. Нередко стороны пытаются использовать медиатора как бесплатного адвоката, психолога или «дубинки» с целью добиться выигрыша своего дела. Начинающий медиатор рискует поддаться на давление или манипуляцию и потерять свою позицию, а вторая сторона это чувствует и потому отказывается.
6. В школе специалист, выполняющий роль медиатора, является сотрудником школы, получает зарплату как специалист, подчиняется директору. Если директор принимает восстановительный подход, доверяет медиатору и его нейтральной позиции, то сложностей быть не должно, но так далеко не везде. Если стороны договорились о решении, которое администрацией воспринимается как противоречащее интересам школы, если медиатор отказывается сообщать директору интересующие его подробности — то возможно столкновение позиций директора (администрации) и медиатора (специалиста). Специалисты готовы к противостоянию и риску потерять зарплату и расположение администрации ради соблюдения чистоты принципов медиации? Кто-то будет твердо отстаивать, кто-то нет…
И так далее…
Это важно учитывать при принятии решения о проведении медиации и при подготовке участников к совместной встрече на медиации.