Если обидчик не признает вреда

Что делать? Рекомендация IIRP


Российский опыт реагирования на  ситуации непризнания вреда

разбирается на 3  модуле тренинга по ШСП.

Работа с ситуациями , когда люди не признают своего участия в причинении вреда требует с одной стороны мастерства, а с другой — уверенной позиции медиатора, чтобы не начать расследование, обвинение (доказывание вины). На 1-2 модуле обучения такие ситуации брать для медиации мы НЕ рекомендуем. Также смотри Границы работы школьных служб примирения.


СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ШКОЛЕ КОГДА ОБИДЧИК НЕ ПРИЗНАЕТ ФАКТ ВРЕДА И СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (из материалов тренинга IIRP)

 

Этап 1

 

Справедливость

 

Уважение

 

Мотивация

 

Безопасность

 

Честность

Убедитесь, что все участники  подготовлены к совместной встрече

 

Приветствие и введение: Добро пожаловать! Как вы уже знаете, меня зовут… и меня попросили провести сегодняшнюю встречу (Представьте участников друг другу, если необходимо)

Мы с вами уже поговорили о случившемся (кратко опишите ситуацию). Напоминаю, что мы собрались обсудить произошедшее/происходящее, а не характер и личность участников. Я попрошу вас поговорить  о том, как на вас и других людей повлияло (какой вред нанесло/какие последствия имело/как затронуло) случившееся. Это поможет нам всем понять, что нужно сделать для того, чтобы вред был заглажен/чтобы исправить ситуацию.

 

Этап 2 Начните с обращения к нарушителю/ям:

Я бы хотел/а начать с того, чтобы попросить… (Имя правонарушителя/ей) рассказать о событии, в результате которого мы все здесь собрались.

Расскажите, что произошло и как вы оказались включены в эту ситуацию? или “Что вы делали?” или “Как вы отреагировали, когда узнали о случившемся?”

Что произошло потом? (по необходимости повторяйте вопрос, чтобы история была рассказана целиком)

Что  вы думали в тот момент?

Что вы думаете о случившемся сейчас?

На кого повлияло/нанесло вред/причинило боль это событие?

Что в этой ситуации для вас самое тяжелое/худшее?

 

Этап 3 ТЕПЕРЬ ПО ОЧЕРЕДИ ЗАДАЙТЕ ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ

По очереди предложите  всем участникам (включая семьи и друзей) вопросы этапа 2.

Этап 4

 

 

Обратитесь ко всем присутствующим:

Сейчас у вас была возможность высказаться и выслушать других. Теперь вы знаете, как произошедшее повлияло на других людей и какой вред был причинен. Хочет ли кто-либо сейчас что-то сказать?

Видите ли вы, что людям был причинен вред?

Как вы считаете, нужно ли что-то сделать для заглаживания причиненного вреда?

Этап 5 Обратитесь к каждому участнику:

Что бы вы хотели достичь в результате нашей встречи?

(запишите все прозвучавшие договоренности)

Этап 6. Попросите “правонарушителей” или всех участников прокомментировать прозвучавшие желательные результаты и сформулированные договоренности:

Что вы вы думаете/(чувствуете в связи с..) о том, что было сказано?

Варианты вопросов: Если бы снова произошла такая ситуация, сделали бы вы что-то иначе? / Что бы вы могли сделать в той ситуации по-другому?

Кратко перечислите все достигнутые договоренности

Этап 7 Предоставьте участникам возможность проговорить положительные результаты встречи:

Что вы думаете о том, что здесь сегодня произошло?

Этап 8 Предложите участникам высказаться или задать вопрос перед завершением встречи:

Перед тем, как мы завершим встречу, хотите ли вы сказать что-то еще или задать вопросы?

Этап 9 Завершение встречи:

Спасибо вам всем за участие. Надеюсь, наша встреча помогла вам в решении этой ситуации.

Этап 10

 

 

 

Воссоединение и отдых после встречи:

Пригласите всех участников остаться перекусить и пообщаться в неформальной обстановке, пока вы подготовите соглашение/оформите бумаги, если необходимо.