Если обидчик не признает вреда
Что делать? Рекомендация IIRP
Российский опыт реагирования на ситуации непризнания вреда
разбирается на 3 модуле тренинга по ШСП.
Работа с ситуациями , когда люди не признают своего участия в причинении вреда требует с одной стороны мастерства, а с другой — уверенной позиции медиатора, чтобы не начать расследование, обвинение (доказывание вины). На 1-2 модуле обучения такие ситуации брать для медиации мы НЕ рекомендуем. Также смотри Границы работы школьных служб примирения.
СЦЕНАРИЙ ДЛЯ ВЕДУЩЕГО ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В ШКОЛЕ КОГДА ОБИДЧИК НЕ ПРИЗНАЕТ ФАКТ ВРЕДА И СВОЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (из материалов тренинга IIRP)
Этап 1
Справедливость
Уважение
Мотивация
Безопасность
Честность |
Убедитесь, что все участники подготовлены к совместной встрече
Приветствие и введение: Добро пожаловать! Как вы уже знаете, меня зовут… и меня попросили провести сегодняшнюю встречу (Представьте участников друг другу, если необходимо) Мы с вами уже поговорили о случившемся (кратко опишите ситуацию). Напоминаю, что мы собрались обсудить произошедшее/происходящее, а не характер и личность участников. Я попрошу вас поговорить о том, как на вас и других людей повлияло (какой вред нанесло/какие последствия имело/как затронуло) случившееся. Это поможет нам всем понять, что нужно сделать для того, чтобы вред был заглажен/чтобы исправить ситуацию.
|
Этап 2 | Начните с обращения к нарушителю/ям:
Я бы хотел/а начать с того, чтобы попросить… (Имя правонарушителя/ей) рассказать о событии, в результате которого мы все здесь собрались. Расскажите, что произошло и как вы оказались включены в эту ситуацию? или “Что вы делали?” или “Как вы отреагировали, когда узнали о случившемся?” Что произошло потом? (по необходимости повторяйте вопрос, чтобы история была рассказана целиком) Что вы думали в тот момент? Что вы думаете о случившемся сейчас? На кого повлияло/нанесло вред/причинило боль это событие? Что в этой ситуации для вас самое тяжелое/худшее?
|
Этап 3 | ТЕПЕРЬ ПО ОЧЕРЕДИ ЗАДАЙТЕ ТЕ ЖЕ ВОПРОСЫ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ
По очереди предложите всем участникам (включая семьи и друзей) вопросы этапа 2. |
Этап 4
|
Обратитесь ко всем присутствующим:
Сейчас у вас была возможность высказаться и выслушать других. Теперь вы знаете, как произошедшее повлияло на других людей и какой вред был причинен. Хочет ли кто-либо сейчас что-то сказать? Видите ли вы, что людям был причинен вред? Как вы считаете, нужно ли что-то сделать для заглаживания причиненного вреда? |
Этап 5 | Обратитесь к каждому участнику:
Что бы вы хотели достичь в результате нашей встречи? (запишите все прозвучавшие договоренности) |
Этап 6. | Попросите “правонарушителей” или всех участников прокомментировать прозвучавшие желательные результаты и сформулированные договоренности:
Что вы вы думаете/(чувствуете в связи с..) о том, что было сказано? Варианты вопросов: Если бы снова произошла такая ситуация, сделали бы вы что-то иначе? / Что бы вы могли сделать в той ситуации по-другому? Кратко перечислите все достигнутые договоренности |
Этап 7 | Предоставьте участникам возможность проговорить положительные результаты встречи:
Что вы думаете о том, что здесь сегодня произошло? |
Этап 8 | Предложите участникам высказаться или задать вопрос перед завершением встречи:
Перед тем, как мы завершим встречу, хотите ли вы сказать что-то еще или задать вопросы? |
Этап 9 | Завершение встречи:
Спасибо вам всем за участие. Надеюсь, наша встреча помогла вам в решении этой ситуации. |
Этап 10
|
Воссоединение и отдых после встречи:
Пригласите всех участников остаться перекусить и пообщаться в неформальной обстановке, пока вы подготовите соглашение/оформите бумаги, если необходимо. |