Медиатору

— ведущему восстановительных программ, а также специалистам, желающим освоить эту деятельность.

Стрелка

Решением конфликтов  и примирением в школе занимаются многие специалисты —  от классного руководителя до директора. Задачей медиатора НЕ является просто «примирить» стороны, его деятельность шире и глубже.  Наше обучение позволяет различить позицию медиатора — и позицию психолога, администратора и т.д., а также освоить восстановительный подход, который срабатывает там, где психологические, административные и иные методы не дают нужного результата. При этом у специалиста службы примирения в школе есть свои границы  деятельности и своя профессиональная позиция. которую важно удерживать.

По сложившейся в России практике чаще всего  функцию медиатора — специалиста службы примирения в системе образования — выполняют психологи и социальные педагоги, реже учителя (например, английского языка), заместители директора и другие специалисты. Подчеркнем, что при освоении позиции медиатора  речь идет про работу с теми же ситуациями с которыми  как правило и так сталкивается специалист школы (конфликты, драки, деструктивное поведение и пр.), но новыми более эффективными методами в рамках восстановительного подхода. После обучения у специалиста появляется более широкий спектр возможностей: к его квалификации (психолога, социального педагога) добавляется квалификация медиатора, и он может по новому самоопределиться  в ситуациях, иногда важно занять позицию медиатора и использовать восстановительные программы, а иногда занять позицию психолога, социального педагога с соответствующими технологиями и компетенциями.

Существенное увеличение объема деятельности происходит при включении в службу примирения медиаторов-ровесников (юных медиаторов),  и эта деятельность обычно оформляется и  финансируется дополнительно (как клубная работа и т.д.). Работе куратора школьной службы примирения  с медиаторами-ровесниками посвящен отдельный раздел.

Отличие восстановительного правосудия (и восстановительной модели медиации)  —

от медиации в модели Альтернативного разрешения споров (АРС).

 Восстановительная медиация отличается от  медиации  модели в альтернативного разрешения споров — «АРС» . Например, между обидчиком и жертвой может не быть спора (оба могут быть согласны что произошла кража или драка), а есть причиненный обидчиком жертве  вред, который  точки зрения восстановительного правосудия вызывает обязательство по его исправлению (заглаживанию). Нейтральность медиатора в восстановительной модели иная, чем в ситуации спора. (см. текст М. Прайс).  Восстановительный медиатор обучен работать с отказами, неготовностью людей принимать на себя ответственность, отсутствием запроса на его работу (особенно с семьями и детьми в «трудной жизненной ситуации»). Также  в классической модели не выделятся воспитательный результат, который важен в восстановительной модели (особенно важный в работе с несовершеннолетними) и нормализация отношений (что актуально для школьных коллективов).

Есть и другие отличия.  Восстановительная модель медиации разрабатывалась в России и учитывает специфику нашего общества. 

 Ховард Зер о различии Восстановительного правосудия и медиации (АРС). Скачать.

 
Статья про различия между медиацией АРС и восстановительным правосудием (Derek Brookes, Ian McDonough, перевод)
 
Сравнительная таблица АРС — ВП. скачать  (Коновалов А.)

 Помимо «медиации  интересов» и модели АРС  существуют  и другие  модели медиации, каждая из которых по своему видит причины конфликта, предмет работы медиатора и предлагает свой взгляд на выход из конфликта. Это  нарративная медиация,  трансформативная медиация, и описываемая  здесь восстановительная медиация (например см. тут). И хотя их объединяет  позиция медиатора (что ситуацию должны урегулировать сами стороны, а медиатор только организует процесс), различия достаточно существенные, чтобы говорить о различной компетентности: специалист обученный в рамках одной модели вряд ли  сможет провести медиацию в другой модели. Например,  Стандарты медиации ровесников США  на англ.  (и русском по внешней ссылке) подчеркивают это различие  и указывают, что программа школьной медиации может строится на любой модели: «…подготовка проходит в одном из следующих видов медиации: разрешение проблем/фасилитация, трансформативная медиация, социальная справедливость или нарративный подход. Медиация ровесников может быть частью программы восстановительного правосудия и модели «пострадавший-обидчик»».

Также отметим,  что восстановительная модель медиации имеет своими истоками семейные и общинные формы разрешения конфликтов, которые были, видимо, во всех культурах: сельский сход в русских деревнях, казацкий круг,  традиции маслиата на Кавказе, «семейные конференции»  в Новой Зеландии, «круги примирения» у индейцев и т.д.  То есть  в восстановительной модели  медиатор  школьной службы примирения — не еще один узконаправленный специалист наподобие юриста (хотя определенное обучение медиатор тоже проходит), а скорее человек, удерживающий ценности мирного проживания в сообществе и помогающий сохранять целостность сообщества. Кэй Пранис вводит термин «восстановительное сообщество», формированию которого способствует восстановительное правосудие:

«Восстановительное правосудие поддерживает концепцию сообщества, основанного на добровольных обязательствах, учитывающих как личные, так и общественные интересы и позволяющих тем людям, которых это затрагивает больше всего, определять объем этих обязательств. Это не ярый индивидуализм современной западной культуры, и не бессмысленное послушание жестко контролируемого общества. Такие сообщества дают плодородную почву для постановки и решения вопросов социальной справедливости. Восстановительное сообщество — это сообщество, объединяющее тех, кому причинили вред, и тех, кто причинил вред. Восстановительное сообщество использует преступление как возможность укрепить себя, лучше понять друг друга и построить чуткие взаимоотношения. Восстановительное сообщество — это сообщество, которое учится, сообщество, которое узнает о себе от тех, кому нанесли вред и от тех, кто нанес вред, и использует это знание для улучшения жизни всех своих членов.»

Можно сказать, что медиатор, как ведущий восстановительных программ, смотрит на ситуацию не как на индивидуальный конфликт между двумя людьми, а скорее как на разрыв «социальной ткани» (термин социолога Георга Зиммеля), которую важно «сшить» обратно, а не «пришивать заплатки» в виде чужеродной работы специалистов.  

Кстати,  Во многих странах (в том числе в России) медиацию проводят не только специалисты, но и  волонтеры, прошедшие подготовку. Например, см. в службах примирения Карелии.

 Школьные службы примирения (ШСП) основываются на восстановительной модели медиации.                  Стандарты восстановительной медиации. Скачать.

 Эмблема ВП +

  Цель специалиста по восстановительному правосудию — создать максимальные условия для реализации принципов восстановительного правосудия участниками конфликта с причинением вреда (или преступления).

 


Галерея восстановительных программ службы примирения

1. Проблемная ситуация:

Конфликт между школьниками, в то числе с участием их родителей. Дети и родители изначально не хотят мириться и идти на медиацию, родители настроены жаловаться, враждовать и пр.

Восстановительная программа: «ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ».

Ожидаемый результат: Готовность участников «сесть за стол переговоров» и самим решить ситуацию без вражды. Самостоятельное исполнение сторонами согласованного решения. Ответственное поведение, взаимопонимание, отсутствие подобного  в будущем.

Образовательный модуль:

1 МОДУЛЬ СПЕЦИАЛИСТ ШСП (24). Восстановительная медиация и создание службы примирения.  Дополнительно: Создание в школе службы примирения.  

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение

 Материалы по программе:

 Восстановительная медиация — рождение взаимопонимания. Коновалов Антон. Скачать.

Особенности работы специалиста по восстановительным практикам. Коновалов Антон.  Скачать


 

2. Проблемная ситуация:

Конфликт захватил большинство учеников класса. Конфликт среди группы родителей класса. Ситуации  травли. Класс поделился на враждующие группировки, или большая часть класса против одного. Травля или  требование «убрать» неугодного ученика из класса. Жалобы, угрозы от родителей.

Восстановительная программа:  «КРУГ ПОДДЕРЖКИ СООБЩЕСТВА».   

Ожидаемый результат:

Обращение участников к человеческим ценностям, передача группе ответственности за поиск решения, совместная рефлексия ситуации, согласованная разработка плана по урегулированию ситуации (кто, что, в какой срок будет делать).

 Образовательный модуль:

2 МОДУЛЬ СПЕЦИАЛИСТ ШСП (24). Решение групповых конфликтов: программа «Круг сообщества».  Дополнительно: Развитие команды ШСП.   

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение

 Материалы по программе:

Круги примирения. Пранис Кей, Стюарт Барри, Уэдж Марк. Скачать.

Круги поддержки сообщества.  Коновалов Антон. Скачать.


3. Проблемная ситуация:

Конфликта в открытой форме нет, но возможен или чувствуются его предпосылки.

Формирование нового класса, слияние классов, объединение педколлективов в единый комплекс, приход нового директора и т.п.

Восстановительная программа: ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ КРУГ (КРУГ ОТВЕТСТВЕННОСТИ).

Ожидаемый результат:

Передача ответственности участникам группы за предупреждение  конфликтов в классе Повышение родительской ответственности  и их участия в жизни класса.

Согласование интересов родителей и школы.

 Образовательный модуль:

2 МОДУЛЬ СПЕЦИАЛИСТ ШСП (24). Решение групповых конфликтов: программа «Круг сообщества».   Дополнительно: Расширение деятельности Школьной службы примирения. 

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение

 Материалы по программе:

Статья о школьной службе примирения и профилактических программах Коновалов А.Ю. Скачать.


4. Проблемная ситуация:

Правонарушение несовершеннолетнего (в том числе при заведении уголовного дела или передачи ситуации в КДНиЗП).

Причиненный жертве вред, сильные эмоции сторон, взаимодействие идет в рамках уголовного процесса или подготовки к рассмотрению на  КДНиЗП.

Восстановительная программа: «ПРОГРАММА ЗАГЛАЖИВАНИЯ ОБИДЧИКОМ ПРИЧИНЕННОГО ЖЕРТВЕ ВРЕДА»     

Ожидаемый результат:

Осознание обидчиком причиненного жертве вреда и иных последствий своих действий. Исправление им причиненного вреда (насколько возможно). Составление плана по недопущению повторения подобного в будущем.

Восстановление конструктивной родительской позиции.

 Образовательный модуль:

2 МОДУЛЬ СПЕЦИАЛИСТ ТСП (24). Работа с семьями в ТЖС — программа «Семейный совет». Работа с преступлениями и правонарушениями н\л — программа по заглаживанию вреда.

 Дополнительно: Углубление деятельности Школьной службы примирения и работа с «внешними» специалистами.

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение

 Материалы по программе:

 Работа с ситуацией причинения вреда. Коновалов А.Ю.


5. Проблемная ситуация:

Конфликт в стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт включились группы родителей, администрация, СМИ, иногда уполномоченный, правоохранительные органы, управление образованием и т.д.

Частые жалобы в различные инстанции, обвинения, и другие «боевые» действия (часто несоразмерные первоначальному конфликту). Учебный процесс нарушен. Конфликт вышел за пределы школы, которая уже практически не может управлять ситуацией, ощущается растерянность специалистов.

Восстановительная программа: «ШКОЛЬНО-СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ». 

Управленческий уровень решения. Программу проводит территориальная служба примирения (совместно со школьной службой примирения, если она есть в школе).  

Ожидаемый результат:

Помощь школе в восстановлении профессиональных позиций специалистов школы по отношению к данной ситуации. «Снижение градуса эмоции» (деэскалация конфликта). Восстановление взаимопонимания и составление согласованного плана по нормализации ситуации между всеми участниками ситуации.

Образовательный модуль:

1 МОДУЛЬ СПЕЦИАЛИСТ ТСП (24). Работа в ОО по жалобам родителей с конфликтом с большим числом участников в стадии эскалации. Программа «Школьно-семейный совет».  

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение.

Материалы по программе:

Городская служба примирения г. Москвы   Коновалов А.Ю.

Программа работы с многоуровневыми конфликтами Школьно-семейный совет  Коновалов А.Ю.


6. Проблемная ситуация:

Семья, не справляющаяся с проблемами ребенка (совершает правонарушения, не посещает школу  и  пр.). Конфликтная ситуация в семье.

Семья как папа и мама не справляются с воспитанием,  и требуется включение более широкого круга родственников, близких и уважаемых людей

Восстановительная программа: «СЕМЕЙНЫЙ СОВЕТ» («СЕМЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ»)

Ожидаемый результат:

Согласованный план  действий: кто и что будет делать для решения ситуации и какую берет на себя ответственность – включая самого ребенка.

Согласование усилий семьи и специалистов.

Программу проводит территориальная служба примирения (совместно со школьной службой примирения, если она есть в школе).

 Образовательный модуль:

2 МОДУЛЬ СПЕЦИАЛИСТ ТСП (24). Работа с семьями в ТЖС — программа «Семейный совет». Работа с преступлениями и правонарушениями н\л — программа по заглаживанию вреда.  

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение.

Материалы по программе:

Этапы семейных конференции Роб-Ван Паже. Скачать.

Стратегия семейных конференций. Рецинджер Сьюзан, Шефф Томас. Скачать.

Новозеландская модель семейных конференций МакЭлри Фредерик. Скачать.


7. Проблемная ситуация:

Необходимость создания активной школьной службы примирения как элемента самоуправления и волонтерской деятельности учащихся.

Восстановительные программы: ПРОГРАММА ПРИМИРЕНИЯ (Медиация ровесников по ситуациям, которыми школьники не делятся со взрослыми).

А также:

Методические советы и педсоветы в форме Круга.

Родительские «Круги».

Обучение школьников восстановительной медиации

 

Ожидаемый результат:

— Создание активной школьной службы примирения в соответствии с «Методическими рекомендациями по созданию и развитию службы примирения в образовательной организации».

— Реализация обучающимися личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС.

— Развитие культуры школы в духе сотрудничества, взаимопонимания и ответственности.

— Системная работа специалистов с пространством школы

— Необходимость развития справедливых отношений и развития  ответственного поведения разных участников образовательного процесса в пространстве школе.

 

Образовательный модуль:

1 МОДУЛЬ КУРАТОР ШСП (24). Восстановительный подход в образовательной организации. Руководство школьной службой примирения. 

3 МОДУЛЬ СПЕЦИАЛИСТ ТСП (24). Тренер группы юных медиаторов-ровесников.  

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение.

 

Материалы по программе:

В помощь тренеру — этапы тренинга по ШСП  Коновалов Антон (презентация).

Практическое руководство для тренеров.  Максудов Рустем.


9. Проблемная ситуация:

Работа с «трудными» случаями. Работа с «острыми» конфликтами, требующими сложных навыков и техник в работе специалиста службы примирения.

Восстановительная программа:  «ЧЕЛНОЧНАЯ МЕДИАЦИЯ».   

Ожидаемый результат:

Повышение квалификации специалистов служб примирения, оснащение  техниками и приемами. Устойчивость позиции при агрессии со стороны участников. Отработка техник и навыков работы медиатора, а также приемов саморегуляции состояния медиатора в конфликтной атмосфере.

 

Образовательный модуль:

3 МОДУЛЬ СПЕЦИАЛИСТ ШСП (24). «Мастерство медиатора». Программа «Челночная медиация», элементы коучинга и другие техники.

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение.

Материалы по программе:

 


Проблемная ситуация:

Обучение школьников восстановительной медиации («программе примирения»)

Ожидаемый результат:

Формирование позиция «юного медиатора» у школьников-волонтеров службы примирения. Практический тренинг по проведению «Программы примирения» юными медиаторами. Подготовка команды школьников как  лидеров школьных служб примирения. Анализ и совместное обсуждение  школьниками и взрослыми типичных способов решения детьми конфликтов (от «стрелок» и бойкотов до примирения).

Образовательный модуль:

2 МОДУЛЬ КУРАТОР ШСП (24) Медиация ровесников (юный медиатор) — тренинг для школьников с участием куратора. 

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение.

Материалы по программе:

Учебные программы для юных медиаторов


Проблемная ситуация:

Периодическое напряжение в классе, сложности с управлением класса у классного руководителя

Восстановительная программы и техники: «ШКОЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ», «ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ» и др.

Ожидаемый результат:

Понимание классным руководителем процессов, происходящих в детской группе. Налаживание дисциплины через сотрудничество детей и педагогов. Справедливый процесс взаимодействия. Улучшение отношений в классе.

Образовательный модуль:

Повышение эффективности классного руководителя.    

Свяжитесь, если есть вопросы или хотите пройти обучение.

Материалы по программе:

О Школьных восстановительных конференциях  Хопкинз Белинда. Скачать.

Программа Школьная восстановительная конференция  Коновалов Антон. Скачать.

Восстановительная конференция в школах (нарративный и восстановительный подходы). (перевод). Скачать.

Восстановительный подход в работе педагога  Перейти в раздел. 


Удачной работы!

 FiligreeDividerPNG