Школьные службы примирения » Восстановительный подход в административном контексте

Восстановительный подход в административном контексте

Повышение эффективности образовательных организаций на основе восстановительного подхода

Из практической работы  Городской службы примирения Москвы по запросам образовательных организаций в 2015-2017 годах видна эффективность восстановительного подхода как совместная специально организованная деятельность администрации школы, педагогов, учащихся и их родителей, направленная на взаимное уважение, разделение ответственности и поддержки, чувство справедливости и доверия во взаимоотношениях.

Образовательный процесс реализует администрация, педагогические работники – педагоги и специалисты (последние, как правило, собраны в службу), родители и важно охватить их всех, организовав работу с участниками образовательного процесса по следующим направлениям:

  • Организационное развитие педагогической команды на основе восстановительного подхода.

Многие директора образовательных организаций сталкиваются с апатией, безответственностью, а иногда и противодействием внутри своей педагогической команды. Отметим, что все организации (и школы в том числе) проходят через определенные стадии организационного развития, что требует разного подхода к управлению. Более того, в образовательных комплексах разные команды (подразделения) могут находиться на разных стадиях оргразвития, что вызывает множество противоречий. Восстановительный подход помогает педколлективу лучше осознать происходящее, договориться о сотрудничестве, выстроить совместные цели и распределить ответственность за их достижение.

  • Повышение эффективности работы социально-психологической службы образовательной организации.

В практике своей работы со школами мы часто сталкивались с тем, что в сложной ситуации специалисты социально-психологической службы не удерживают профессиональные позиции и границы (а порой и не знают их). Поэтому необходимы: анализ стоящих перед социально-психологической службой задач и границ деятельности, уточнение и обработка запроса руководителя, налаживание внутреннего взаимодействия специалистов службы, использование службой восстановительного подхода в работе, повышение квалификации специалистов по определенным направлениям и так далее.

  • Повышение эффективности педагогов и классных руководителей в управляемости классом.

«Уважительная дисциплина» — это когда вместо требований о выполнении школьных правил, ученики осознают последствия своего поведения для других значимых для них людей, и педагоги не «склеивают» поведение ученика и его личность, а используют восстановительный подход при реагировании на поведение учеников. То есть когда ответственность и поддержка сбалансированы между педагогами и учениками, что способствует чувству справедливости у его участников. Следовательно, программа помогает по-другому взглянуть на взаимодействие педагогов, учащихся и их родителей – как на индивидуальные последствия действий для разных людей – и выстраивать доверительные отношения в классе, которые способствуют мотивации учащихся,  их самоорганизации и уважительной взаимной дисциплине,  и профессиональной удовлетворенности педагогов.

 

  • Повышение родительской ответственности и участия в жизни класса.

Обучение специалистов и педагогов школ проведению восстановительной программы «Круг сообщества» помогает повысить включенность родителей в образовательный процесс, жизнь класса, поддержать своих детей для их успешности в школе. Данная программа способствует профилактике конфликтов в классе и созданию дружественной атмосферы.

 

Помимо перечисленного, остается деятельность по урегулированию конфликтов между участниками образовательных отношений. В образовательной организации решение конфликта означает как минимум восстановление работоспособности его участников, а максимум – возможность на примере конкретной ситуации сделать шаг в развитии образовательной среды, где конфликт часто является «болевой точкой», указывающей на проблему. Восстановительный подход представляет такой процесс решения конфликтных и напряженных ситуаций, который максимально способствует взаимопониманию, заглаживанию вреда, ответственному поведению, исцелению жертвы и снижению виктимности, осознанию последствий свих действий, помощи близких и уважаемых людей в решении ситуации.

Эффективная программа развития образовательного пространства школы на основе восстановительного подхода должна предусматривать включение всех членов педагогического коллектива, их поэтапное обучение восстановительным практикам, работу в мини-группах, сопровождение, супервизию, обратную связь и так далее.

Восстановительный подход исходит из того, что нет плохих людей, но бывают поступки, которые причиняют боль и вред другим людям, что порождает ответственность по исправлению причиненного вреда и принятию усилий по недопущению повторения подобного в будущем. И легче сделать этот шаг не в состоянии внешнего давления, а в доверительно безопасной ситуации и при поддержке значимых людей.

Восстановительный подход также предполагает иной взгляд на наказание, понимание ценностей и потребностей, стоящих за внешним проявлением поведения, воссоединяющее (не клеймящее) стыжение, активизацию близких значимых людей, умение управлять напряженной коммуникацией, возвращение группе ощущения способности самим решить ситуацию и так далее.

Галерея восстановительных практик включает: восстановительные реакции на поведение, восстановительные вопросы, элементы коучинга, программу примирения, программу по заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда, круги сообщества, школьно-семейный совет и другие восстановительные программы.

Школьные службы примирения администраторам как элемент процесса воспитания.

Изменение реагирования администрации школы на конфликты и правонарушения, включение восстановительных принципов в воспитательную систему школы.  Использование  восстановительного подхода  на классных часах, родительских собраниях, педагогических советах, советах профилактики, в методических объединениях и так далее.